Какова роль мозга в жизни человека, грани возможного, зачем человеку мозг и его свойства

Роль мозга в жизни человека

Какова роль мозга в жизни человека, грани возможного, зачем человеку мозг и его свойства

Мозг является невероятно сложным и для нас исключительно ценным механизмом. Ему мы обязаны нашим биологическим превосходством над другими животными. Говоря биологически, мы достигли высшей ступени эволюционного развития потому, что специализировались в развитии своего мозга и превзошли своих сородичей, у которых мозг оказался не таким развитым как у нас.

Теперь мы боремся за возможность прожить наш полный биологический срок свободными от дряхлости и унижения старости. И, как это было во времена более ранних битв, мы продолжаем во многом зависеть от содружества с нашим мозгом.

Мозг управляет всеми нашими действиями. Другие органы как-бы обеспечивают мозг “горючим” для его деятельности. Но он в той же мере зависит от своих “слуг”, в какой они зависят от его указаний. Если “слуги” бастуют, то управляющий лишается подвижности, если управляющий выходит из строя, то “слуги” тоже пострадают.

Точно так же, как человек достиг превосходства путём приспособления, так и мозг взял на себя управление другими клетками путём того же процесса. Каждое скопление клеток специализируется на какой нибудь деятельности. Клетки мозга в процессе естественного отбора научились приспосабливаться и управлять окружающей средой.

Они пришли к этому, совершенствуя способность запоминать, учится, координировать мысли, решать проблемы. На ранних этапах развития наши органы были весьма примитивны. Например, такой исключительно сложный механизм, как глаз, образовался из спициализированного участка на коже.

Современная биологическая химия выявила параллель между основными функциями головного мозга: запоминать, обучаться, координироваться и поведением некоторых жирных веществ, таких, например, как льняное масло.

Это масло похоже на те жирные вещества, которыми мозг весьма богат,- на фосфолипиды. Полагают, что химические реакции фосфолипидов ( “запоминание”, “учёба”, “координирование”) могли быть началом развития человеческого мозга.

Питание головного мозга

Для того чтобы мозг хорошо функционировал все 180 лет, пишет Гласс (Дж.Гласс учёный-геронтолог), его нужно хорошо питать и за ним следует ухаживать. Как и все другие органы тела, он имеет свою особую потребность в пище. Какие продукты способствуют улучшению памяти и благотворно влияют на мозг я писал в этой статье.

Как говориться: «Не пищей единой…», мозг нужно не только питать, но и другое обязательное условие сохранение мозга в рабочем состояние – это обязательно тренировать его. Даже если Вы будете просто читать книги, Вы существенно поможете мозгу.

Читать нужно осознанно, чтобы всё что Вы прочитали оставалось в голове и потом Вы могли это рассказать. Хорошая тренировка мозга – это решение кроссвордов, собирание пазлов.

Одним из главных условий является обеспечение его достаточным количеством ненасыщенных жирных кислот, учитывая преобладание в них фосфолипидов и возможную связь этих веществ с мозговой деятельностью, о чём говорилось выше. Кроме своей питательной ценности ненасыщенные жирные кислоты хорошо защищают нас от тромбоза и артериальных нарушений вообще.

Льняное, оливковое, подсолнечное масло и масло проростков пшеницы – отличные источники ненасыщенных жирных кислот. Почаще осуществляйте питание головного мозга этой пищей, употребляя растительные масла с салатами.

Как известно, в мозговых клетках находятся фосфорные соединения. Фосфор содержится главным образом:

  • в цельной пшенице,
  • огурцах,
  • сое,
  • горохе,
  • цветной капусте,
  • сельдерее,
  • латуке,
  • грибах,
  • яичном желтке.

Для поддержания нормальной деятельности мозга важна и сера. Она необходима для насыщения кислородом клеток мозга в процессе дыхания.

Поэтому для улучшения памяти и работы мозга надо регулярно включать в свой рацион:

  • инжир,
  • лук,
  • чеснок,
  • морковь,
  • цветную капусту,
  • картофель,
  • землянику,
  • клубнику,
  • водяной кресс,
  • зелень,
  • брюссельскую капусту,
  • огурцы,
  • латук,

богатые серой.

Следующими нужными для деятельности головного мозга веществами являются медь и цинк. Цельная пшеница- лучший источник цинка, а орехи – меди. Для нормальной деятельности управляющего органа нужен также кальций.  

Установлено, что дефицит кальция приводит к истерии. Кальций содержится в зелёных листьях овощей, абрикосах, яблоках, винограде, вишнях, апельсинах, смородине, спарже, землянике, клубнике, крыжовнике, парном молоке.

Не надо забывать о железе и о марганце. Много железа:

  • в зелёных овощах,
  • горчице,
  • мяте,
  • крессе,
  • ботве репы,
  • водяном крессе,
  • смородине, малине,
  • во всех сухофруктах,
  • в чёрной патоке,
  • листьях одуванчика,
  • яйцах.

Марганец можно получать из:

  • петрушки,
  • мяты,
  • цикория,
  • водяного кресса,
  • слив,
  • тыкквы,
  • сырого яичного желтка

(никогда не употребляйте в пищу сырой яичный белок: он нейтрализует биотин один из витаминов группы В).

Витамины для работы мозга

Витамин Е необходим для нормальной деятельности мозжечка. Другой причиной важности этого витамина для работы мозга, очевидно, является его способность «экономить» кислород, ибо мозг поглощает очень много кислорода.

Основными источниками витамина Е являются цельная пшеница, неполированный рис. Мозг нуждается и в большом количестве витаминов группы В. Витамин, называемый рибофлавином (В2),является основным витамином этого комплекса, но сюда входят также и тиамин(В1),и тиацин(В2 или РР), и пиридоксин(В6),которые тоже способствуют нормальной работе мозга.

Эти витамины применяются при лечении пелагры – болезни как мозга, так и кожи. Причина этого заболевания – недостаток витаминов группы В. Тяжёлая её форма встречается в восточном Египте и Индии, но в своей ранней стадии она, очевидно, встречается и на Западе. В последней стадии эта болезнь переходит в умопомешательство.

Подробности о пелагре здесь приводятся для того,чтобы продемонстрировать тесную связь между кожей и нервными тканями (в данном случае мозгом). Тот факт, что для нормального функционирования как мозг, так и кожа требуют сходных веществ указывает на их близкое родство.

Это хорошо подтверждает также мысль о том, что определенные ткани организма требуют определённых веществ для своей нормальной работы. Если в организме не будет какого-либо нужного им вещества, то на этих тканях скажется это быстрее, чем на каком либо другом органе тела.

Надо иметь в виду также,что нельзя употреблять из всей группы витаминов В только один, ибо при этом потребность организма в остальных витаминах этой группы увеличивается и отсутствие их может ощущаться человеком более остро. Поэтому необходимо иметь в пище всю группу витамина В. Пивные дрожжи являются одним из лучших источников этих витаминов.

Чтобы обеспечить организм необходимым количеством рибофлавина, употребляйте в пищу:

  • капусту,
  • свежий горох,
  • зелёную фасоль,
  • яблоки,
  • картофель,
  • помидоры,
  • пшеницу(цельную),
  • миндаль,
  • репу.

Рибофлавин содержится также в сыре, яйцах, молоке и в некоторых других продуктах. Он чувствителен к свету и потому в прозрачной посуде молоко через несколько часов перестаёт быть свежим и около половины рибофлавина уничтожается.

Некоторые продукты питания вырабатывают кислород, среди них:

  • картофель,
  • петрушка,
  • мята,
  • хрен,
  • редис,
  • лук,
  • помидоры.

Кислород используется мозгом для сжигания молочной кислоты, которая образуется в результате жизнедеятельности организма.

При активном состоянии мозга кислорода сгорает больше, чем при его «холостом ходе», температура мозга при активном состоянии выше, чем в покое. Когда мы спим, температура нашего мозга заметно ниже той температуры, которую он имеет, когда мы просыпаемся. Сознание также генерирует ощутимое тепло.

Было принято считать, что мозг теряет свою силу к сорока пяти годам и что человек в семьдесят пять лет едва ли может обладать созидательным умом. Однако сущестует очень много фактов, свидетельствующих об обратном.

Мозг пожилого человека

Тициану было девяносто восемь лет, когда он создал одно из своих лучших полотен «Битва при Лепанте». Бенджамин Франклин написал свою знаменитую автобиографию после того, как ему исполнилось восемьдесят. Дарвину было за шестьдесят, когда он написал книгу «Происхождение человека и половой отбор», потрясшую весь мир.

Кларе Бартен,основательнице Красного Креста, было восемьдесят четыре года, когда она торжественно провозгласила «Американскую национальную ассоциацию первой помощи». В возрасте 89 лет она научилась печатать на пишущей машинке. Эти примеры при желании можно было продолжить, однако и сказанного вполне достаточно.

Конечно, не каждый в состоянии создать бессмертные произведения литературы или написать шедевр живописи, но уделяя должное внимание работе мозга и обеспечивая его всем необходимым, мы сможем помочь ему функционировать в преклонном возрасте также эффективно как и в молодые годы.

Мы не станем слабоумными или дряхлыми, если будем действовать в согласии с законами природы, а не против них. Какими бы сложными и загадочными ни представлялись нам некоторые функции мозга, он является единственным органом разума, который управляет организмом.

Что Влияет на функции мозга

Чем в лучшем состоянии находится мозг, тем лучше деятельность разума. Для того чтобы разум работал бесперебойно, не только физическое состояние мозга, но и физическое состояние всего организма должно быть нормальным.

Советую почитать:

Восстановление кровоснабжения мозгаФитотерапия, народные рецепты и целебные травы помогут восстановить кровоснабжение мозга. Для перехода жмите на картинку слева.

Источник: https://samsebedocktor.ru/page7.html

Мозг человека возможности

1. Как развить возможности мозга? 2. Связь анатомического строения и способностей 3. Особенности мозга сиамских близнецов 4. Способы влияния на наш разум

Оглавление:

Мозг человека. Казалось бы, практически каждая энциклопедия даст более или менее полное объяснение того, что он из себя представляет.

Но почему же сотни, а возможно и тысячи ученых и исследователей по всему миру каждый день задают себе вопрос о том, на что способен наш мозг. Это происходит уже не одну сотню лет, и до сегодняшнего дня ответ так и не найден.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что в повседневной жизни человек использует способности мозга лишь на 5-7 %, в то время как остальные возможности остаются не изученными.

Многие из нас слышали утверждение, что мы можем все, если наш мозг об этом знает. Яркое тому подтверждение — маленькие дети. Они учатся всему, наблюдая за взрослыми, копируя их поведение: сидеть, ходить и держать предметы. Хотя их мышечная система еще к этому не готова, но они уже показывают такие навыки.

Несмотря на то, что за последние десятилетия наука и медицина сделали множество открытий, в том числе и в сфере изучения головного мозга, однако еще рано говорить, что возможности человеческого мозга изучены достаточно для его понимания.

Именно мозг создает и формирует человека. Благодаря процессам, которые протекают в нем, мы становимся теми, кто мы есть, приобретаем разные качества характера, интересы, привычки, навыки.

Так почему мы такие разные, что скрывает наш мозг?

Чем больше открытий, тем больше вопросов возникает. Людям непонятно следующее:

  1. Почему одни лучше овладевают точными науками, а другим это кажется непосильной задачей?
  2. Одни рождаются гениями, а другие посредственностью или того хуже?
  3. Как развить способности человеческого мозга?
  4. На что способен наш мозг, если его постоянно тренировать?
  5. Можно ли развить сверхспособности мозга?
  6. Как правильно развивать свой мозг?

Как развить возможности мозга?

Ученые доказали, что развить способности мозга возможно. Для этого прекрасно подходят книги, некоторые, специально разработанные компьютерные программы. Это поможет накопить информацию, улучшить память. Но для того, чтобы развивать мышление, человек должен постоянно решать задачи, разгадывать ребусы, то есть тренировать мозг. Именно это развивает мышление и память.

Лучше всего тренировать способности мозга человека, занимаясь новыми видами деятельности, расширяя свои познания не только теоретически, но подкрепляя их практическими навыками.

А как же быть с новомодными теориями о том, что сознание может все, что именно правильно использованные возможности мозга открывают для нас двери в жизнь без ограничений, бедности, болезней? Или древние легенды о людях, способных делать многое благодаря скрытым особенностям человеческого мозга – это просто вымысел, игра человеческой фантазии? Задерживать дыхание на несколько часов, замедлять сердцебиение до 1-2 ударов в минуту, или отрываться от земли на несколько метров – это все мифы?

Последователи восточной мудрости до сих пор считают, что развить скрытые способности мозга под силу каждому. Основные требования, которые необходимо выполнить для развития способностей, являются следущими:

  1. Длительное время.
  2. Терпение.
  3. Усилия и настойчивость.
  4. Грамотный наставник.

Исследования по этой теории провести практически невозможно, а даже если они и проводились, то никогда не предавались широкой огласке. Но каждый из нас хоть раз в жизни раскрыл, пусть даже только для себя, возможности мозга. Это могло проявляться в несвойственной до интуиции или каких-то сверх возможностях, проявившихся в критической ситуации. У каждого это бывает по-разному.

Читайте также:  Парезы конечностей в неврологии: виды, лечение парезов

Это является еще одним подтверждением того, что возможности человеческого мозга можно и нужно развивать. Существует несколько методик.

Кто-то предлагает обучение во сне методом начитывания информации. Другие же с энтузиазмом поддерживают сведение сна к минимуму для более рационального использования времени бодрствования.

Кто-то предлагает развивать скрытые способности мозга лишь в раннем детстве, а некоторые считают, что процесс можно начинать в любое время. Теорий великое множество.

В современной действительности мы встречаемся только с единичными случаями проявления экстраординарных особенностей нашего мозга. До сих пор ученые не разгадали тайну Вольфганга Мессинга, а способности и мудрость Далай Ламы ни у кого не вызывает сомнения.

Многие йоги умеют управлять основными процессами жизнедеятельности и учатся этому искусству не один десяток лет. Да именно учатся.

Возможно, каждый из нас может развить в себе какие-то способности, если поставит перед собой такую цель, или мы все настолько закостенели, обросли верованиями и принципами, которые нам внушают с ранних лет, что не способны, да и не хотим перемен? В детстве мы же верили, что чудеса возможны, что изменилось теперь?

Многие модные направления в психологии говорят о силе позитивного мышления и настроя. Это можно также воспринимать как еще одну скрытую особенность нашего мозга самому представлять и реализовывать свою прекрасную жизнь.

Для того чтобы развить мозг, нужно тренировать не только мозговую деятельность. Успешных результатов достигают люди, которые параллельно тренируют и мышечную систему, это помогает не только ускорить кровообращение, тем самым доставку в мозг кислорода и питательных веществ, но и улучшить память, координацию, развить внимание.

Сверх способности проявляются не только в предвиденье будущего, вещих снах, телекинезе и подобных вещах. Скорочтение, феноменальная память, знание десятков языков или тонкостей генетики и квантовой физики — многое из этого можно считать необычным, но все это представляет собой возможности человеческого мозга.

Связь анатомического строения и способностей

Многие ученые в своих трудах искали сходные анатомические особенности строения головного мозга у религиозных фанатиков или серийных убийц. Некоторые даже находили научное обоснование определенных склонностей. Считают, что каждое полушарие отвечает за тот или иной вид деятельности.

Если человек получает травму мозга или переносит онкологическое заболевание, многие его способности и навыки теряются навсегда. Он, как правило, становится инвалидом и не способен полноценно жить.

Но в медицине описано много случаев, когда после удаления части мозга пациент продолжает полноценно жить, а иногда у него появляются некоторые не свойственные ему до этого момента способности. В 40- х годах в США была прооперирована женщина, которая после травмы на производстве лишилась одного полушария.

Она не только осталась полноценным членом социума, но и приобрела ряд художественных навыков, которым могли бы позавидовать профессионалы. Как это объяснить?

В 50-е годы 20 столетия ученые в программе НАССА проводили исследования, в основе которых лежали визуальные образы для космонавтов, то, что должно происходить в ходе полета.

Их организм, в целом, реагировал адекватно при виде какого-то объекта, при этом сокращались необходимые группы мышц для выполнения определенной задачи, хотя действие проигрывалось только в мозге без тактильной поддержки.

Восточные мудрецы знают больше о сверхспособностях мозга, чем ученые, которые многие годы занимаются этой отраслью науки. Именно поэтому учения Востока применяются в подготовке военных, спортсменов, космонавтов.

Особенности мозга сиамских близнецов

Еще одно интересное проявление возможностей нашего мозга можно рассмотреть на примере сиамских близнецов. Несколько таких пар были сращены головами. В ходе обследования было выявлено, что их жизнедеятельность обеспечивает один головной мозг, но такие люди хоть и были во многом схожи, но имели разные способности, предрасположенности.

Один из близнецов мог читать, в то время как другой говорил или занимался рукоделием. Стоит так же отметить, что в тех случаях, когда один близнец погибал и его хирургически отделяли от другого, второй вскоре так же умирал, несмотря на жизнеспособность большинства важных органов и систем. До сих пор подобные факты не имеют научного обоснования.

Способы влияния на наш разум

Как другие способны влиять и затуманивать наш разум? Уже научно доказано, что не все люди одинаково восприимчивы не только к лекарственным препаратам, но и к влиянию на психику.

Кто-то более восприимчив к попыткам его загипнотизировать, ввести в измененную форму сознания, а для кого-то это совсем не свойственно.

Ученые до сих пор пытаются выяснить, в чем же состоят отличия у таких людей, и не могут научно обосновать свои выводы.

Всего около 3% населения на планете рождается гениями, о некоторых широкая общественность даже никогда не слышала, но почему так? Что лежит в основе таких особенностей? Многие психологи и психиатры утверждают, что гениальность берет начало из рода психологических заболеваний, она идет рука об руку с шизофренией. Но так ли это на самом деле? Клинически доказано, что только 1% гениальных личностей имел в семейном анамнезе психиатрические патологии, или эти люди сами проявляли склонности к подобным заболеваниям.

Можно считать, что вопрос о способностях мозга человека по-прежнему остается открытым, и еще не одно поколение человечества будет стремиться разгадать все возможности человеческого мозга. Хотелось бы верить, что когда завесу тайны все же приоткроют, полученные знания будут использоваться только во благо человечеству.

Рекомендуем

Источник: http://os-pir.ru/mozg-cheloveka-vozmozhnosti/

Тайные и явные возможности вашего «ленивого» мозга

Автор: Cеpгeй Вячecлавoвич Сaвeльeв, доктор биологических наук, пpoфеccор, заведующий лабopaторией развития нервной системы Института мopфологии человека PAМН.

Способности человека овеяны множеством мистических представлений. Мозг наделяют фантастической возможностью видеть будущее, прошлое, при помощи «умозрения» проникать сквозь стены, в тайны событий и толщи вод.

Сказочные потенциальные возможности привлекают обывателей и являются излюбленным утешением ленивого мозга. Он как бы все может, но пока ничего не хочет или ему сейчас ничего не нужно. Эта идеальная форма самообмана позволяет оправдывать любую праздность. Именно этот набор мыслей и жизненных принципов поддерживается всей историей становления приматов.

Причина очень проста — экономия энергии любой ценой. Объем энергетических затрат организма при активной работе мозга очень высок, а их восстановление всегда было большой биологической проблемой.

По этой причине ресурсы мозга каждого человека охраняются целой системой защитных механизмов. К ним относятся сопровождающие интеллектуальные усилия ощущения дискомфорта, постоянная смена внимания на второстепенные события, острая потребность в еде и напитках, расстройство пищеварения и многие другие неприятные явления.

Человека всегда интересовали возможности собственного мозга. Рассмотрим реальные и гипотетические способности, приписываемые мозгу.

Мозг способен получать информацию от органов чувств, хранить ее и обрабатывать. Он способен посылать сигналы мускулатуре, железам и внутренним органам, заставляя организм приспосабливаться к изменяющимся условиям среды.

Если удается поддерживать жизнь достаточно долго, то накопленная информация превращается в индивидуальный опыт, который позволяет предсказывать развитие повторяющихся событий. Понятно, что чем стабильнее окружающий мир, тем точнее прогноз и выше мнение о собственном мозге.

Все способности мозга направлены на три неразделимые цели: размножение, пищу и доминантность. Все способности головного мозга возникли и совершенствовались для решения простых биологических задач. Только в конце гоминидной эволюции мозга начали действовать социобиологические механизмы отбора.

К вторичным, или артефактным, способностям мозга человека относятся возможность абстрактного мышления, установления неочевидных связей между событиями, долговременный ретроспективный — перспективный анализ и критичность самооценки. Признаки этих свойств есть уже у рептилий, но биологическую значимость они приобрели только у млекопитающих.

Больше никаких способностей у человеческого мозга нет. Мозг — энергоемкая биологическая конструкция, предназначенная для решения проблем адаптаций. В основе функциональной организации мозга человека лежат общие для всех позвоночных принципы.

Все формы энергии в виде химических соединений, электролиты, белки, жиры, углеводы и регуляторы метаболической активности мозга доставляются через кровеносное русло. В обратном направлении переносятся углекислый газ, продукты метаболизма и соединения, выполняющие нейрогормональные или регулирующие функции. Уровень метаболизма мозга намного выше, чем у других органов.

Учитывая все особенности физиологической активности, попробуем оценить реальную долю энергии, потребляемую мозгом.

Для высших приматов и человека она составляет примерно 8-10% потребностей организма.

Когда организм неактивен, эта величина более или менее постоянна, хотя может существенно колебаться у крупных и мелких приматов. Однако даже эта величина непропорционально велика.

Источник: http://www.elitarium.ru/mozg-chelovek-vozmozhnost-organizm-ehvolyuciya-reshenie-zadacha-rabota-ehnergiya-kislorod-ispolzovanie-aktivnost-nervnaya-sistema/

Неожиданные свойства человеческого мозга

Мозг человека — сложнейший инструмент, познав который ученые, возможно, приблизятся к разгадке тайны жизни во Вселенной. Ну а пока этот замечательный момент не наступил, исследователи обнаруживают неожиданные свойства мозга.

Например, специалисты из Университета Колорадо выяснили, что оказывается некоторые части головного мозга человека, отвечающие за мыслительный процесс, функционируют подобно компьютеру.

Как известно, компьютер использует электронные переключатели, которые направляют сигналы.

Тот же самый принцип работы используют лобные части и базальное ядро головного мозга, у которых роль переключателей выполняют нейроны.

Но «компьютероподобные» части человеческого мозга позволяют не только накапливать и обрабатывать информацию, но и выполнять много иных функций — принимать решения, оперировать абстрактными символами и так далее.

Между тем, группа швейцарских и американских ученых из университетов Цюриха и Гарварда нашли в мозге человека район, обеспечивающий способность воздерживаться от нечестных поступков. Этим районом оказалась правая часть префронтальной коры. В эксперименте на добровольцах данный участок мозга дезактивировали при помощи магнитной стимуляции.

В результате люди переставали отказываться от нечестных, но выгодных предложений своих партнеров по экономической игре. При этом они хорошо осознавали, что поступают нечестно, но не могли себя сдержать.

Ученые из Монреальского нейрологического института в Канаде и университета Ньюкасла пошли дальше и идентифицировали область мозга, отвечающую за развитие музыкальных способностей.

Сканирование мозга, проведенное в двух группах добровольцев, показало, что эта область расположена в нижней лобной извилине правого полушария — у музыкально одаренных людей в ней содержится больше белого вещества, которое отвечает за передачу информации.

В свою очередь канадские исследователи из университета Монреаля считают, что им удалось выявить в человеческом мозге области, активизирующиеся в тот момент, когда верующий испытывает чувство соединения с Богом.

Профессор Марио Борегар и его коллега Винсент Пакет привлекли пятнадцать монахинь в возрасте от 23 до 64 лет для участия в эксперименте. Монахиням предлагалось восстановить в памяти моменты своей жизни, когда они испытывали божественное присутствие.

В это время ученые подключали к головам женщин аппарат функциональной магнитно-резонансной томографии.

Этот метод позволяет наблюдать за деятельностью коры головного мозга по минимальным изменениям регионального кровотока и строить карты функциональных зон.

Оказалось, что какой-либо определенной «точки Бога» в голове человека нет: в моменты мистических переживаний у испытуемых активизировались десятки различных участков мозга, в частности так называемое хвостатое ядро, ассоциируемое с чувствами радости и счастья, и центры, которые отвечают за интеграцию физических ощущений, идущих от разных частей тела. По мнению исследователей, если искусственно простимулировать эти зоны, подобные ощущения переживет и убежденный атеист.

Источник: http://svekruhaod.com.ua/neozhidannye-svojstva-chelovecheskogo-mozga/

Мозг человека – главная тайна, пока не разгаданная учеными

Человек летает в космос и погружается в морские глубины, создал цифровое телевидение и сверхмощные компьютеры. Однако сам механизм мыслительного процесса и орган, в котором происходит умственная деятельность, как и причины, побуждающие нейроны взаимодействовать, до сих пор остаются загадкой.

Головной мозг – важнейший орган человеческого организма, материальный субстрат высшей нервной деятельности. От него зависит, что человек чувствует, делает, о чем думает. Мы слышим не ушами и видим не глазами, а соответствующими участками коры головного мозга. Он же вырабатывает гормоны удовольствия, вызывает прилив сил и утоляет боль.

В основе нервной деятельности лежат рефлексы, инстинкты, эмоции и другие психические явления. Научное понимание работы мозга все еще отстает от понимания функционирования всего организма в целом. Это, безусловно, связано с тем, что мозг – гораздо более сложный орган по сравнению с любым другим.

Читайте также:  Покалывания и онемение в конечностях рук и ног: причины

Мозг – самый сложный объект в известной нам вселенной.

Справка

У человека отношение массы головного мозга к массе тела в среднем равно 2%. А если поверхность этого органа разгладить, получится примерно 22 кв. метра органики. Мозг содержит около 100 миллиардов нервных клеток (нейронов).

Чтобы вы могли представить себе это количество, напомним: 100 миллиардов секунд – это примерно 3 тысячи лет. Каждый нейрон контактирует с 10 тысячами других. И каждый из них способен к высокоскоростной передаче импульсов, поступающих от одной клетки к другой химическим путем.

Нейроны могут одновременно взаимодействовать с несколькими другими нейронами, в том числе находящимися в удаленных отделах мозга.

Только факты

  • Мозг – лидер по энергопотреблению в организме. На него работает 15% сердца, и он потребляет около 25% кислорода, захватываемого легкими. Для доставки кислорода к мозгу работают три крупные артерии, которые предназначены для его постоянной подпитки.
  • Около 95% тканей мозга окончательно формируются к 17 годам. К концу пубертатного периода мозг человека составляет полноценный орган.
  • Головной мозг не чувствует боли. В мозге нет болевых рецепторов: зачем они, если разрушение мозга приводит к смерти организма? Дискомфорт может чувствовать оболочка, в которую заключен наш мозг, – так мы испытываем головную боль.
  • У мужчин мозг обычно больше, чем у женщин. Средний вес головного мозга взрослого мужчины – 1375 г, взрослой женщины – 1275 г. Они также различаются размерами различных областей. Однако учеными доказано, что это не имеет отношения к интеллектуальным способностям, а самый большой и тяжелый мозг (2850 г), который описывали исследователи, принадлежал пациенту психиатрической больницы, страдающему идиотизмом.
  • Человек использует практически все ресурсы своего мозга. То, что мозг работает всего на 10%, – миф. Ученые доказали, что имеющиеся резервы мозга человек задействует в критических ситуациях. Например, когда кто-то убегает от злой собаки, он может перепрыгнуть через высокий забор, который в обычных условиях он ни за что не преодолел бы. В экстренный момент в мозг вливаются определенные вещества, которые стимулируют действия того, кто оказался в критической ситуации. По сути, это допинг. Однако проделывать такое постоянно опасно – человек может умереть, потому что исчерпает все свои резервные возможности.
  • Мозг можно целенаправленно развивать, тренировать. Например, полезно заучивать тексты наизусть, решать логические и математические задачи, изучать иностранные языки, познавать новое. Также психологи советуют правшам периодически «главной» рукой делать левую, а левшам – правую.
  • Мозг обладает свойством пластичности. Если поражен один из отделов нашего важнейшего органа, другие через некоторое время смогут компенсировать его утраченную функцию. Именно пластичность мозга играет исключительно важную роль в овладении новыми навыками.
  • Клетки головного мозга восстанавливаются. Синапсы, связывающие нейроны, и сами нервные клетки важнейшего из органов регенерируются, но не так быстро, как клетки других органов. Пример тому – реабилитация людей после черепно-мозговых травм. Ученые обнаружили, что в отделе мозга, отвечающего за обоняние, из клеток-предшественниц образуются зрелые нейроны. В нужный момент они помогают «починить» травмированный мозг. Ежедневно в его коре могут образовываться десятки тысяч новых нейронов, однако впоследствии может прижиться не больше десяти тысяч. Сегодня известны две области активного прироста нейронов: зона памяти и зона, ответственная за движения.
  • Мозг активно работает во время сна. Человеку важно иметь память. Она бывает долгосрочная и краткосрочная. Перевод информации из краткосрочной в долгосрочную память, запоминание, «раскладывание по полочкам», осмысление информации, которую человек получает в течение дня, происходит именно во сне. А чтобы тело не повторяло в реальности движения из сна, мозг выделяет особый гормон.

Интересно!

Мозг способен значительно ускорять свою работу. Люди, пережившие ситуации угрозы для жизни, говорят, что за миг перед их глазами «пролетела вся жизнь». Ученые считают, что мозг в момент опасности и осознания грозящей смерти в сотни раз ускоряет работу: ищет в памяти аналогичные обстоятельства и способ помочь человеку успеть себя спасти.

Всестороннее изучение

Проблема исследования мозга человека – одна из самых захватывающих задач науки. Поставлена цель познать нечто, равное по сложности самому инструменту познания.

Ведь все, что до сих пор исследовалось: и атом, и галактика, и мозг животного – было проще мозга человека. С философской точки зрения неизвестно, возможно ли в принципе решение этой задачи.

Ведь главное средство познания не приборы и не методы, им остается наш человеческий мозг.

Существуют различные методы исследования. В первую очередь в практику ввели клинико-анатомическое сопоставление – смотрели, какая функция «выпадает» при повреждении определенной области мозга. Так, французский ученый Поль Брока 150 лет назад обнаружил центр речи.

Он заметил, что у всех больных, которые не могут говорить, поражена определенная область мозга.

Электроэнцефалография изучает электрические свойства мозга – исследователи смотрят, как электрическая активность разных участков мозга меняется в соответствии с тем, что делает человек.

Электрофизиологи регистрируют электрическую активность «мыслительного центра» организма с помощью электродов, позволяющих записывать разряды отдельных нейронов, или с помощью электроэнцефалографии. При тяжелейших заболеваниях мозга тонкие электроды могут вживляться в ткань органа.

Это позволило получить важную информацию о механизмах работы мозга по обеспечению высших видов деятельности, были получены данные о соотношении коры и подкорки, о компенсаторных возможностях. Еще один метод изучения мозговых функций – электрическая стимуляция отдельных областей.

Так канадским нейрохирургом Уайлдером Пенфилдом был исследован «моторный гомункулус». Было показано, что, стимулируя определенные точки в моторной коре, можно вызвать движение разных частей тела, и установлено представительство различных мышц и органов.

В 1970-е годы, после изобретения компьютеров, представилась возможность еще более полно исследовать внутренний мир нервной клетки, появились новые методы интроскопии: магнитоэнцефалография, функциональная магниторезонансная томография и позитронно-эмиссионная томография.

В последние десятилетия активно развивается метод нейровизуализации (наблюдение за реакцией отдельных частей мозга после введения определенных веществ).

Детектор ошибок

Очень важное открытие было сделано в 1968 году – ученые обнаружили детектор ошибок. Это механизм, который дает нам возможность производить рутинные действия, не задумываясь: например, умываться, одеваться и одновременно думать о своих делах.

Детектор ошибок в подобных обстоятельствах все время следит, правильно ли вы действуете. Или, например, человек внезапно начинает чувствовать себя некомфортно – он возвращается домой и обнаруживает, что забыл выключить газ.

Детектор ошибок позволяет нам даже не задумываться о десятках задач и решать их «на автомате», сходу отметая недопустимые варианты действий. За последние десятилетия наука узнала, как устроены многие внутренние механизмы человеческого организма. Например, путь, по которому зрительный сигнал доходит от сетчатки до мозга.

Для решения более сложной задачи – мышления, опознания сигнала – задействована большая система, которая распространена по всему мозгу. Однако «центр управления» пока не найден и даже неизвестно, есть ли он.

Гениальный мозг

С середины XIX века ученые делали попытки изучения анатомических особенностей мозга людей с выдающимися способностями. На многих медицинских факультетах Европы хранились соответствующие препараты, в том числе и профессоров медицины, которые еще при жизни завещали свой мозг науке. От них не отставали русские ученые.

В 1867 году на Всероссийской этнографической выставке, устроенной Императорским обществом любителей естествознания, было представлено 500 черепов и препаратов их содержимого. В 1887 году анатом Дмитрий Зернов опубликовал результаты исследования мозга легендарного генерала Михаила Скобелева.

В 1908 году академик Владимир Бехтерев и профессор Рихард Вейнберг исследовали подобные препараты покойного Дмитрия Менделеева. Аналогичные препараты органов Бородина, Рубинштейна, математика Пафнутия Чебышева сохранены в анатомическом музее Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге.

В 1915 году нейрохирург Борис Смирнов подробно описал мозг химика Николая Зинина, патолога Виктора Пашутина и писателя Михаила Салтыкова-Щедрина. В Париже был исследован мозг Ивана Тургенева, вес которого достигал рекордных 2012 г. В Стокгольме работали с соответствующими препаратами знаменитых ученых, в том числе Софьи Ковалевской.

Специалисты Московского института мозга тщательно исследовали «мыслительные центры» вождей пролетариата: Ленина и Сталина, Кирова и Калинина, изучали извилины великого тенора Леонида Собинова, писателя Максима Горького, поэта Владимира Маяковского, режиссера Сергея Эйзенштейна…

Сегодня ученые убеждены в том, что, на первый взгляд, мозг талантливых людей ничем не выделяется из ряда среднестатистических. Эти органы различаются структурой, размерами, формой, однако от этого ничего не зависит. Мы до сих пор не знаем, что именно делает человека талантливым. Можем только предполагать, что мозг таких людей немножко «сломан». Он может делать то, чего не могут нормальные, а значит, он не такой, как все.

Источник: https://nmedik.org/mozg-cheloveka.html

Зачем человеку мозг?

Автор:
Алексей Лукьянов

Мозг человека – это бесценный дар.

Судя по последним исследованиям ученых обычный человек задействует свой мозг максимум на 2-3 процента. Эйнштейн задействовал свой мозг на 10 процентов.

В связи с этим возникает закономерный вопрос – Зачем человеку мозг ? – если использует он его так неэффективно.

Все живые существа состоят из одних и тех же составляющих – вода, белки, жиры и углеводы. Мозг – это то, что отличает нас от животных. Именно благодаря мозгу люди заняли доминирующее положение на планете Земля.

Именно мозг позволяет придумывать и воплощать в жизнь все то, что мы имеем сейчас.

Если брать животных – их мозг ограничен. Его достаточно лишь для поддержания жизни.

Но вот у человека – мозг не только не ограничен, он еще и способен развиваться.

И свидетельством этому служит наша история – еще 100 лет назад люди в основном ездили на лошадях, сегодня мы летаем в космос.

Зачем же человеку даны такие резервы. Наверное, с одной целью – мы имеем такой мозг, чтобы развиваться, чтобы задействовать его по максимуму для реализации наших планов и достижения успеха.

И те, кому это удается – достигают невероятных успехов. Всего лишь 10 процентное использование мозга позволило Эйнштейну сделать столько открытий. А что будет, если человек научится использовать 15, 20, 30 процентов своего мозга?

Я думаю, что результаты будут просто невероятными.

Сегодня большинство из нас использует свой мозг чуть больше чем животные. 2-3 процента позволяют человеку стать сборищем привычек, знаний (зачастую бесполезных), навыков и опыта, которые позволяют поддерживать ему более-менее сносный уровень жизни – только и всего.

Но для развития и  достижения успеха  этого явно недостаточно.

Сегодня человек избавлен от большинства проблем – есть крыша над головой, горячая и холодная вода, есть на чем приготовить еду, за которой не надо бегать, а  можно просто сходить в магазин, и даже, чтобы переключить телевизор, не надо вставать с дивана.

Все это приводит к тому, что человек перестает использовать свой мозг, а значит и перестает развиваться.

Вы спросите – А как же работа, на которой человеку приходится решать сложные задачи и задействовать свой мозг?

Да, работа является хоть каким-то стимулом для задействования своих способностей. Но если вы проанализируете большинство профессий, то для их освоения не требуется большого времени. И освоив ее, человек опять перестает мыслить в полном понимании этого слова. К тому же современная техника снимает большинство умственных проблем – остается только нажать пару кнопок.

А теперь задайте себе вопрос – Когда вы в последний раз  действительно использовали свой мозг для решения своих задач?

То есть ставили перед собой цель, собирали факты, задавали себе вопросы – Что я хочу? и Как этого достичь? – анализировали данные, изучали опыт других людей и начинали действовать.

И ответ большинства будет – В ДЕТСТВЕ. Когда человек рождается – его мозг чист. И, чтобы продолжить свое существование, он начинает изучать все вокруг – ползать, трогать, слушать, лепетать. Вот когда  мозг действительно используется.

А теперь подумайте,  на что действительно способен мозг, если всего за 2-3 года дети уже ходят, говорят, а некоторые умножают трехзначные числа. И все это абсолютно с 0.

Затем человек попадает под пресс системы воспитания – детский сад, школа, институт, работа. Где все уже придумано, изучай предметы и никаких проблем. Именно на этом этапе и происходит остановка задействования мозга. Да, он используется, но лишь для изучения того, что предлагают другие. А для собственного развития – нет.

И человек перестает мыслить в действительном понимании этого слова.

Читайте также:  Обследование мозга и сосудов головного мозга, диагностика

Результат – 80 процентов людей хотят изменить свою жизнь. Но не могут – так как разучились использовать свой мозг в правильном направлении.

Что делает обычный человек, когда возникает проблема? Ищет источник – Интернет, книга, другой человек – где эта проблема описана и решена. То есть он не думает, как решить проблему, а уже ищет готовое решение – Зачем думать, когда проще отыскать ответ.

Что касается обыденных проблем – такой вариант подходит.

Но если говорить о личном успехе, развитии самого человека – ТАКОЙ ВАРИАНТ ПРОСТО ГУБИТЕЛЕН.

Именно с этой целью и дан мозг человеку  – Самому определить свою цель и найти к ней путь, который позволит ее реализовать. Вы знаете себя лучше всех остальных, вы знаете, что вам нравится, а что нет. Поэтому только вы сами, задействуя свой собственный мозг, можете определить свой успех.

Повторяя действия успешных людей, вы в лучшем случае добьетесь того же, что и они. Но вот будете ли вы счастливы – целиком будет зависеть от ваших желаний.

А определить их можете только ВЫ   с помощью ВАШЕГО МОЗГА.

Поэтому с этого дня начните мыслить, думать и развивать свой мозг. Не ищите готовых решений, а создавайте свои. И тогда вы поймете – ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ МОЗГ.

Источник: http://release-me.ru/blog/2009/06/06/zachem-cheloveku-mozg/

Головной мозг человека обладает способностью к изменению, восстановлению и излечению вне зависимости от возраста

Специалисты, занимающиеся изучением мозга, в последние годы обнаружили многочисленные факторы, обуславливающие влияние мозга на здоровье человеческого организма в целом.

Имеет место и обратная взаимосвязь – поведение человека сказывается на состоянии его мозга.

Помимо этого, современная теория, возникшая не так давно, гласит, что мозг не прекращает своего формирования в подростковом возрасте.

Согласно существовавшей ранее точке зрения, процесс старения головного мозга начинается уже тогда, когда ребенок становится подростком. Пик этого процесса приходится на зрелые годы.

Однако сейчас установлено, что человеческий мозг обладает способностью к изменению, восстановлению и регенерации, причем в неограниченном масштабе.

Из этого следует, что главным фактором, влияющим на мозг, является не возраст, а поведение человека в течение жизни.

Существуют процессы, «перезапускающие» подкорковые нейроны белого вещества (в совокупности именуемые базальным ядром); при этих процессах мозг работает в усиленном режиме. Базальное ядро активирует механизм нейропластичности мозга. Под термином нейропластичность понимается способность осуществлять контроль над состоянием мозга и поддерживать его функционирование.

С возрастом происходит некоторое снижение работоспособности головного мозга, однако оно не имеет такого существенного значения, как ранее предполагалось специалистами.

Возможно не только создание новых нейронных проводящих путей, но и улучшение старых; это может осуществляться в течение всей жизни человека. Достичь и первого, и второго позволяет использование определенных методик.

При этом считается, что позитивное влияние на человеческий организм, достигаемое этими мерами, сохраняется в течение длительного времени.

Подобный эффект возможен благодаря тому, что мысли человека способны влиять на его гены. Принято считать, что генетический материал, унаследованный человеком от предков, неспособен подвергаться изменениям. По распространенному убеждению, от родителей человек получает весь багаж, который они обрели от предков сами (т.е.

гены, определяющие, какого человек будет роста и комплекции, какие заболевания ему будут свойственны и т.д.), и этот багаж не может быть изменен. Однако в реальности человеческие гены могут подвергаться влиянию на протяжении всей его жизни.

На них оказывают воздействие как действия их носителя, так и его мысли, чувства, верования.

В настоящее время известным является следующий факт: то, как человек питается и какой он ведет образ жизни, оказывает влияние на его гены. Отпечаток на них также накладывает физическая активность и другие факторы.

Сегодня специалисты проводят исследования в области влияния, оказываемого на гены эмоциональной составляющей – мыслями, чувствами, верой человека. Специалисты неоднократно убеждались в том, что химические вещества, подвергающиеся влиянию умственной деятельности человека, сильнейшим образом воздействуют на его гены.

Степень их воздействия приравнивается к влиянию, оказываемому на генетический материал сменой режима питания, образа жизни или среды обитания.

Что демонстрируют исследования?

По утверждению д-ра наук Доусона Черча, проведенные им эксперименты подтверждают, что мысли и вера человека способны активировать гены, имеющие отношение к заболеваниям и выздоровлению. По его словам, человеческое тело считывает информацию из мозга.

Согласно науке, у человека присутствует лишь определенный генетический набор, не подлежащий изменению.

Однако немалую роль играет то, какие гены имеют воздействие на восприятие их носителя и на разнообразные процессы, происходящие в его организме, считает Черч.

Эксперимент, проведенный в Университете Огайо, наглядно показал степень влияния умственной деятельности на регенерацию организма. Для его проведения были привлечены семейные пары.

Каждому из испытуемых наносили небольшое повреждение на кожу, в результате чего образовывался волдырь.

После этого парам было необходимо в течение 30 минут вести беседу на отвлеченную тему или вступить в спор по какому-либо вопросу.

После эксперимента специалисты несколько недель измеряли концентрацию в организмах испытуемых трех белков, влияющих на скорость заживления ранок кожного покрова.

Результаты показали, что у участников, вступивших в спор и проявлявших наибольшую колкость и жесткость, содержание этих белков оказалось на 40% ниже, чем у лиц, общавшихся на отвлеченную тему; то же касалось и скорости регенерации ран – она была ниже на тот же процент.

Комментируя эксперимент, Черч дает следующие описание происходящим процессам: в организме вырабатывается белок, запускающий работу генов, отвечающих за регенерацию. Гены при помощи стволовых клеток строят новые клетки кожного покрова для его восстановления.

Но при стрессе энергия организма тратится на выброс стрессовых веществ (адреналина, кортизола, норадреналина). В этом случае сигнал, посылаемый генам заживления, становится гораздо слабее. Это приводит к тому, что заживление значительно замедляется. Напротив, если организм не вынужден реагировать на внешние угрозы, все его силы употребляются на процесс излечения.

Почему это имеет такое значение?

Рождаясь, человек обладает определенным генетическим наследством, обеспечивающим эффективную работу организма при ежедневной физической активности.

Но способность человека сохранять умственное равновесие прямым образом сказывается на способности организма использовать свои возможности.

Даже если человек погрузился в агрессивные мысли, существуют методы, которые он может использовать для настройки своих проводящих путей на поддержание менее реакционных процессов. Постоянный стресс способствует преждевременному старению мозга.

Стрессы сопутствуют человеку на всем его жизненном пути. Приведем мнение д-ра наук Соединенных Штатов Горварда Филлита, профессора гериатрии нью-йоркской Школы медицины (Филлит также возглавляет фонд, разрабатывающий новые лекарственные препараты для страдающих болезнью Альцгеймера).

Как утверждает Филлит, наибольшее негативное воздействие на организм оказывает умственный стресс, ощущаемый человеком внутри в качестве реакции на внешние раздражители. Это утверждение подчеркивает, что организм дает определенный ответ на негативные внешние факторы.

Подобная реакция человеческого организма оказывает воздействие на головной мозг; результатом становятся различные нарушения умственной деятельности, к примеру, ухудшение памяти. Стресс способствует ухудшению памяти в преклонном возрасте, а также является фактором риска возникновения болезни Альцгеймера.

При этом у человека может появиться ощущение, что он гораздо старее (с точки зрения умственной деятельности), чем он является в реальности.

Результаты экспериментов, проведенных учеными Калифорнийского университета, показали, что если организм все время вынужден реагировать на стресс, результатом может стать уменьшение важной части лимбической системы мозга – гиппокама.

Эта часть мозга активирует процессы, устраняющие последствия стресса, а также обеспечивает функционирование долговременной памяти. В данном случае речь также идет о проявлении нейропластичности, однако здесь оно носит негативный характер.

Релаксация, проведение человеком сеансов, в течение которых он полностью отсекает любые мысли – эти меры позволяют быстро упорядочить мысли и, как следствие, нормализовать уровень стрессовых веществ в организме и экспрессию генов. Более того, эти занятия оказывают воздействие на структуру головного мозга.

Один из основополагающих принципов нейропластичности гласит, что стимулируя области мозга, отвечающие за позитивные эмоции, можно укрепить нейронные связи. Этот эффект можно сравнить с укреплением мышц посредством физических упражнений.

С другой стороны, если человек часто думает о травмирующих вещах, увеличивается чувствительность его мозжечковой миндалины, которая прежде всего ответственна за отрицательные эмоции.

Хэнсон поясняет, что подобными действиями человек повышает восприимчивость своего мозга и, как следствие, в будущем он начинает огорчаться из-за различных мелочей.

Нервная система воспринимает возбуждения во внутренних органах организма при участии центрального участка мозга, именуемого «островком».

Благодаря этому восприятию, называемому интерорецепцией, при физической активности тело человека уберегается от травм; оно позволяет человеку чувствовать, что с организмом все нормально, говорит Хэнсон. Кроме того, когда «островок» в здоровом состоянии, у человека повышается интуиция и эмпатия.

Передняя часть поясной коры мозга отвечает за концентрацию. На эти участки можно оказывать воздействие путем специальных релаксационных техник, добиваясь положительного влияния на организм.

В пожилом возрасте возможно улучшение умственной деятельности с каждым годом

На протяжении многих лет господствовала точка зрения, согласно которой при достижении средних лет мозг человека начинает утрачивать свою гибкость и способности.

Но результаты последних экспериментов показали, что при достижении средних лет мозг способен достичь пика своих возможностей. Согласно исследованиям, эти годы наиболее благоприятны для самой активной мозговой деятельности, невзирая на наличие у человека вредных привычек.

Принимаемым в этом возрасте решениям свойственна наибольшая осознанность, поскольку человек руководствуется имеющимся опытом.

Специалисты, занимавшиеся изучением работы мозга, всегда утверждали, что старение этого органа вызывается гибелью нейтронов – мозговых клеток.

Но при сканировании мозга с использованием прогрессивных технологий обнаружилось, что в большей части мозга в течение всей жизни присутствует одинаковое количество нейронов.

Невзирая на то, что ряд аспектов старения в самом деле вызывает ухудшение определенных умственных способностей (к примеру, реакции), количество нейронов постоянно восполняется.

В этом процессе – «билатерализации мозга», как называют его специалисты – в равной степени задействованы оба полушария. В 1990-х гг. канадские ученые Университета Торонто, использовавшие новейшие технологии сканирования мозга, смогли выполнить визуализацию его работы.

Чтобы сравнить работу мозга молодых людей и людей среднего возраста, был проведен эксперимент на внимание и способность к запоминанию.

Испытуемым были показаны фотографии лиц, имена которых они должны были быстро запомнить, затем им необходимо было назвать имя каждого из них.

Специалисты считали, что участники среднего возраста хуже выполнят задание, однако, вопреки ожиданиям, обе группы продемонстрировали одинаковые результаты. Помимо этого, одно обстоятельство вызвало удивление ученых.

При проведении позитрон-эмиссионной томографии было обнаружено следующее: у молодых людей происходила активация нейронных связей в конкретном участке мозга, а у людей среднего возраста, помимо этого участка, была задействована и часть предлобной коры мозга.

На основании этого и других исследований специалисты объяснили данное явление тем, что у испытуемых из средней возрастной группы в какой-либо зоне нейронной сети могли возникнуть недостатки; в это время для их компенсации происходила активация другого участка мозга.

Это показывает, что с годами люди используют мозг в большей степени. Вдобавок к этому, в зрелых годах усиливается нейронная сеть в иных областях головного мозга.

Человеческий мозг способен преодолевать обстоятельства, сопротивляться им, используя свою гибкость. Внимательное отношение к его здоровью способствует тому, что он демонстрирует более высокие результаты.

По утверждению исследователей, на его состояние положительно влияет правильное питание, проведение релаксации, умственные упражнения (работа над задачами повышенной сложности, изучение каких-либо сфер), физическая активность и др.

Эти факторы способны оказывать свое влияние на мозг в любом возрасте – как в молодости, так и старости.

Источник: https://vegetarian.ru/articles/golovnoy-mozg-cheloveka-obladaet-sposobnostyu-k-izmeneniyu-vosstanovleniyu-i-izlecheniyu-vne-zavisim.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector