Развитие мозга ребенка

Крохотные гении, или 5 удивительных фактов о мозге младенца

Родители даже представить себе не могут, насколько грандиозные процессы происходят в головном мозге их новорожденного крохи! Как сильно он отличается от взрослого!

За последние два десятилетия ученые сильно продвинулись в понимании особенностей функционирования и развития головного мозга младенцев.

Психологи уже могут рассказать, что чувствуют, о чем думают и мечтают малыши, и как их самые ранние воспоминания влияют на всю дальнейшую жизнь.

Главный вывод исследований: все здоровые детки — потенциальные гении. Но смогут ли они развить свои таланты – зависит от их родителей и ближайшего окружения.

1. Мозг у младенца гораздо активнее, чем у взрослого

Сразу же после рождения в извилинах ребенка есть весь набор (около 100 млрд!) клеток, называемых нейронами. Но это напоминает скорее склад, в котором на бесчисленных полочках просто лежат плотно закрытые коробки.

Взаимодействовать друг с другом нервные клетки начинают на первом году жизни, создавая для этого триллионы синапсов – соединений, главную анатомическую основу для восприятия и понимания окружающего мира.

По этой причине спустя всего 12 месяцев масса головного мозга крохи удваивается – ни в какой другой период жизни он не будет развиваться столь активно! Нейронные связи будут созданы с огромным запасом, который никто из людей так и не сможет полностью задействовать, разве что на треть.

Вот где реальный резерв для воспитания гения: юный мозг, внимающий речи матери, слушающий музыку, разглядывающий картинки и изучающий игрушки, покажет превосходный результат по сравнению с теми, кто в младенчестве просто созерцал стены детской и коляски на фоне вечно бубнящего телевизора. Но нельзя забывать об обязательном для карапузов отдыхе: крепком сне и спокойных играх.

2. Родительские объятия способствуют росту мозга младенца

У здоровых деток, постоянно ощущающих материнскую любовь и поддержку, гиппокамп, отдел головного мозга, отвечающего за способность противостоять стрессам, гораздо больше по массе и по объему, чем у малышей, лишенных ласки и семейного воспитания. Это результат исследования, проведенного в Вашингтонском университете в Сент-Луисе.

От гиппокампа же зависит, насколько крепкой будет долговременная память – то, что люди называют жизненным опытом. Только представьте, насколько меньше совершит взрослый человек роковых ошибок только потому, что в младенчестве его без устали обнимали и ласкали! Так что не сдерживайте себя в проявлениях родительской любви.

3. Мозг младенца и собаки имеет много общего

Новорожденный не владеет языками и не понимает обращенной речи. Из-за возрастной слабости зрения он может сосредоточиться только на крупных, мало удаленных объектах, например, на лице матери, держащей его на руках. Поэтому одним из первых надежных источников информации для мозга младенца становятся запахи. Именно на них и полагаются собаки в своей жизни.

Одно из исследований показало, что дети, пахнущие грудным молоком, испытывают меньший стресс при проколе кожи (для забора крови на анализ), чем малыши, которые успели «растерять» после кормления материнский аромат.

Другое исследование и многочисленные свидетельства молодых родителей подтверждают тот факт, что кричащие младенцы успокаиваются гораздо быстрее, если возле их лица положить салфетку, смоченную сцеженным молоком.

Только что родившийся здоровый пупс, оставленный на животе у мамы, безошибочно определит источник ароматного молозива и, как еще слепой щенок, доползет до соска женщины.

А потому совет: мозг вашего ребенка запрограммирован отвечать на материнский запах.

Не стоит его маскировать тяжелыми духами, концентрированными гелями для душа, сильно пахнущими мазями или косметическими лосьонами.

4. Сны у младенцев действительно сладкие

Фаза быстрого сна, когда людей посещают сновидения, у взрослых занимает не более четверти всего ночного времени. А у новорожденных – 50%! Малышей посещают яркие зрительные грезы, так как языковые возможности у них еще ничтожны.

И подавляющее большинство снов – сладкие, ведь у деток до 2-3 лет, нет поводов видеть ночные кошмары, вызываемые реальным испугом или устрашающими фантазиями. Но даже если кроха в момент перехода от одной стадии сна к другой и увидит пугающие образы, они очень быстро исчезнут.

Будьте уверены: после пробуждения малютка успокоится в течение нескольких минут и вскоре забудет о неприятном эпизоде.

5. Все вокруг так захватывает и так отвлекает…

Способность отсеивать ненужную информацию, мешающую выполнению поставленной задачи, приходит к человеку с возрастом. Взрослый, разговаривая по телефону, не отвлекается на лай соседской собаки, жужжание влетевшей в окно мухи и на поскрипывание половиц.

Младенцу же одинаково важно прочувствовать тепло ворса ковра, запах резиновой игрушки и яркость включенной лампочки. Вот почему чем меньше ребенок, тем труднее ему сосредоточиться, а тем более — длительно удерживать внимание. Он постоянно отвлекается! Порой такая чрезмерная стимуляция мозга приводит к его перегрузке.

И тогда кроха вдруг начинает вести себя неадекватно (по мнению взрослых) или срывается на беспричинный плач.

Совет: чтобы помочь малютке сконцентрироваться на чем-то, создавайте спокойную обстановку. Комната должна быть тихой, без резких запахов и кричащих цветов стен, не очень ярко освещенной. Привлечь же к себе внимание гораздо проще не обычным обращением к карапузу, а если проговаривать слова, резко изменяя высоту голоса и интонации в речи, как бы подражая детскому лепету.

Источник: http://ipregnancy.ru/vospitanie-detei/5-faktov-o-mozge-mladentsa/

Развитие мозга ребенка: 0-3 года

?matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
2013-09-17 13:36:00matveychev_oleg
matveychev_oleg
2013-09-17 13:36:00Оригинал взят у my_baby_editor в Развитие мозга ребенка: 0-3 годаА знаете ли вы, что 70% развития мозга ребёнка приходится на внутриутробный период? 15% — на период младенчества и ещё 15% — на дошкольные годы.

Пока малыш не родился, а также в первые месяцы после рождения, то есть в период грудного вскармливания, его развитие и здоровье практически полностью зависят от питания мамы. Поэтому крайне важно, чтобы вы внимательно следили за своим рационом и помнили про ряд питательных веществ, которые особенно важны для развития мозга ребёнка.

В первый год жизни малыш растет в буквальном смысле не по дням, а по часам. За год его рост удваивается, а вес утраивается! Но еще более невероятной скорости развития в это время достигает его мозг.Мозговое вещество закладывается в черепной коробке плода уже в первые недели внутриутробного развития младенца. На десятой неделе беременности мозг малыша делится на три части.

У ребенка, появившегося на свет, головной мозг уже почти ничем не отличается от мозга взрослого человека, а к двенадцати месяцам заканчивается окончательное формирование структуры мозга. Количество нейронов остается примерно на одном уровне до конца жизни.

И с самого рождения в него заложено множество рефлексов и навыков: дыхательный, сосательный, хватательный…С рождения нейроны мозга существуют по большей части независимо друг от друга. Задача мозга в течение первых 3 лет – установить и укрепить связи между ними.

В это время клетки детского мозга создают по 2 миллиона новых связей – синапсов – в секунду! С развитием ребенка синапсы становятся более сложными, они растут подобно дереву с большим количеством ветвей и веточек.Период с рождения до трех лет – время наивысшей активности мозга. К трем годам объем мозга ребенка составляет уже 80% от мозга взрослого человека.

Увеличение объема мозга происходит за счет особых глиальных клеток: они необходимы для существования нейронов. Начиная с трех лет, начинается резкое торможение в темпах мозгового развития, а после шести лет оно практически полностью замедляется и заканчивается формирование.

Способности мозга шестилетнего ребенка практически совпадают с возможностями взрослого человека!Помните, что для гармоничного развития головного мозга малыша нужна определенная среда – насыщенная положительными эмоциями и новыми впечатлениями. Такая среда заставит мозг работать активнее, стимулирует его развитие.

Именно в первые три года у малыша закладываются будущие основы здоровья, мышления, разных навыков, приспособленности к жизни. Поэтому очень важно в эти первые три года помочь формированию мозга. Ребенка должны окружать изображения, звуки, прикосновения, запахи. Всё это – стимулы, которые воспринимаются мозгом и помогают ему формироваться быстрее.

Адепты идей «раннего развития» – интенсивного развития способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 3 лет) – уделяют этому особое внимание. По их мнению, необходимо как можно раньше приобщать малыша к различным занятиям: развивать его речь, заниматься рисованием, лепить, играть на музыкальных инструментах и т.д.

Не менее важным является питание малыша. Особое значение в развитии и правильном функционировании нервной системы малыша имеют длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты, т.н. «умные липиды». К ним относятся докозагексаеновая и арахидоновая кислоты (DHA и ARA), которые должны входить в состав ежедневного рациона для «гения».

Грудное молоко не имеет точного соотношения этих жиров, так как их наличие сильно зависит от рациона кормящей мамы и насколько она употребляет продукты, содержащие их.

Так, например, в молоке японских мам очень высокое количество DHA (за счет высокого потребления морепродуктов), в то время как в молоке американских мам концентрация DHA очень низка.

Источниками «Умных липидов» в рационе мамы могут служить, например, морепродукты, различные растительные масла, грецкие орехи.

Присоединяйтесь к нам, чтобы узнать еще больше интересной информации, важной для здоровья малыша.

Также в разделе Питание новорожденного малыша вы найдете рекомендации по налаживанию грудного вскармливания и советы по формированию рациона кормящей мамы.

Источник: https://matveychev-oleg.livejournal.com/514278.html

Развитие мозга ребенка

Первые 1000 дней жизни носят решающий характер для дальнейшего развития мозга ребенка, и основное значение здесь отводится продуктам питания, которые употребляет мама во время беременности, и малыш в первые годы жизни. От того, насколько правильным и сбалансированным окажется питание в эти периоды, зависит количество полученных ребенком витаминов и микроэлементов необходимых для развития мозга.

Развитие мозга вашего ребенка, во время беременности, и в первые два года являются неким фундаментом, от которого будет зависеть его дальнейшие развитие и работа на протяжении всей остальной жизни. Нервы растут, соединяются и покрываются миелином, создавая систему, которая отвечает за то, как человек будет чувствовать и думать с раннего возраста до глубокой старости.

Эти связи и изменения влияют на сенсорные системы, обучение, память, внимание, скорость обработки информации, способность контролировать эмоции и настроение, а так же возможности мозга работать в режиме многозадачности и планирования.

Особенности развития мозга детей.

Помимо питания, окружающая среда, в которой растет ребенок, так же имеет огромное значение. От отношения к маленькому человеку, от того насколько сильно его любят, от воспитания зависит развитие связей и изменений в формировании мозга.

Грудное вскармливание так же занимает не последнее место в этом процессе, и не только по тому что грудное молоко-лучшее питание для младенца и заменить его пользу невозможно, но и из-за, так необходимого, частого тактильного единения малыша с мамой.

Существуют питательные вещества, необходимые для здорового развития мозга. Особое внимание, на их получение организмом, необходимо уделять как раз на моменты формирования, роста и развития ребенка. Выбирайте продукты полезные для мозга.

Витамины, минералы и микроэлементы для развития мозга.

Протеин

Этот белок можно найти в мясе, птице, морепродуктах, фасоле и горохе, яйцах, соевых продуктах, орехах и семенах, а так же в молочных продуктах.

О белках можете почитать тут.

Цинк

Лучший источник, это устрицы. Так же он содержится в мясе, рыбе, молочных продуктах и орехах.

Дополнительно читайте здесь.

Железо

Среди лучших источников можно выделить: мясо, бобы и чечевица, обогащенные злаки и хлеб, тёмно-листовые овощи и печеный картофель.

Холин

Так же, основной источник это мясо. Еще его можно найти в яйцах, молочных продуктах, крестоцветных овощах.

Фолат (В9)

Почти то же самое, что и фолиевая кислота. Отличие от синтетической фолиевой кислоты в том, что фолат является натуральным природным компонентом. Одно из важнейших веществ для беременных. Встречается в печени, шпинате, цельнозерновом хлебе, фасоли, горохе, мясе, яйце.

Йод

Морские водоросли-отличный источник йода. Так же: йодированная соль, морепродукты, молочные продукты, цельнозерновые продукты.

Витамин А

Источники: печень, картофель, морковь, шпинат.

Дополнительно читайте в этой статье.

Витамин D

Это «солнечный витамин», соответственно лучший источник его получения это солнце. Продукты, в которых он содержится: мясо жирных рыб(лосось), рыбий жир.

Подробнее читайте в статье «Витамин D подарок солнца».

Витамин B6

Больше всего в печени, и других субпродуктах, рыбе, картофеле и прочих овощей и фруктах (не цитрусовые) с содержанием крахмала. Читайте в отдельной статье

Витамин B12

Содержится в продуктах животного происхождения, таких как мясо, рыба, яйца, и молочные продукты.

Длинноцепочечные полиненасыщенныее жирные кислоты

Лучший пример-жирная кислота Омега 3. Лучшие источники: жирная рыба, рыбий жир, некоторые жидкие масла(льняное, оливковое и т.п)

Читайте также:  Парезы конечностей в неврологии: виды, лечение парезов

Как видно, почти все из важнейших веществ для развития мозга в больших объемах содержаться в продуктах животного происхождения, таких как мясо, яйца, молочные продукты. Это может стать проблемой для людей, приверженцев, вегетарианского образа жизни.

Им, для обеспечения себя и своего малыша всеми необходимыми веществами в нужных количествах, нужно тщательнее подбирать свой рацион, знать необходимые нормы и процент содержания этих веществ в продуктах. Тут лучшим советом может быть посещение диетолога.

Будьте здоровы, заботьтесь о себе и своих детях с самого раннего возраста. Развитый мозг убережет  от многих проблем со здоровьем и развитием в будущем.

Просмотров 134, за сегодня 1

Источник: https://zdobraz.ru/2018/02/03/razvitie-mozga-rebenka/

Как построить мозг ребенка

Автор: Джоан Лессен-Файрстоун (доктор наук)

Перевод Екатерины Шляховой
Копирование разрешено только с сылкой на сайт www.odno-celoe.ru

Следующая статья была написана доктором наук Джоан Лессен-Файрстоун для форумов “Ready to Learn” и саммита по раннему развитию мозга, прошедших в Мичигане в 1998-1999гг. Эти встречи были посвящены привлечению внимания общественности к вопросам развития мозга детей и ставили перед собой цель в изменении стратегии  государственной политики и подхода специалистов, работающих с родителями.

Вступление

На протяжении веков  маленькие дети нежились в объятиях родителей, хватали и исследовали окружающие их объекты,  подпрыгивали на коленях у взрослых и ползали так долго, как могли.

Несмотря на то, что такое естественное поведение и сегодня считается приемлемым, лишь недавно мы стали понимать его критическую важность для роста мозга ребенка.

80% нашего знания в этой области сформировалось только в последние пять лет и только благодаря технологии компьютерной позитронной эмиссионной томографии (ПЭТ) .

Теперь мы знаем, что структура мозга ребенка, в отличие от скелетной структуры, не формируется до рождения. Формирование структуры мозга происходит при контакте ребенка с внешней средой, в которую он погружен после рождения.

  Мозг ребенка, счастливо развивающегося первые пять лет и слушающего английскую речь, играющего на скрипке и плавающего в озере будет оформлен иначе, чем мозг ребенка, с раннего возраста изучающего русский и японский языки, исследующего компьютерные технологии и качающегося на качелях.

Но самое главное — это то, что мозг детей обеих групп будет кардинально отличаться от мозга детей, проживших первые пять лет своей жизни в стрессовой обстановке с ограниченным общением и с минимальной стимуляцией и заботой.

К моменту первого похода в детский сад большая часть мозговой структуры, отвечающей за эмоции и интеллект уже сформирована. От того, как сформировалась данная структура будет зависеть то, пойдет ли малыш к академическим успехам и позитивному социальному общению или будет получать плохие оценки в школе и станет склонен к насилию. Только сегодня мы понимаем, как и почему это происходит.

Четыре главных отдела мозга

Ствол головного мозга

Ствол головного мозга располагается в основании мозга и, поскольку мозг развивается по направлению снизу вверх, именно этот отдел развивается в первую очередь.  У ствола головного мозга есть две функции, обе критичные для выживания.

Первая  – контроль за такими автоматическими функциями организма как сердцебиение и дыхание, которые ребенку необходимы с самого рождения. Вторая функция – действие в критических ситуациях. Когда ребенок испуган или чувствует угрозу, он или она перейдет в режим работы этого отдела мозга.

Действия при этом быстрые и непродуманные, так как нацелены лишь на выживание.

Мозжечок

Над стволом головного мозга располагается мозжечок, который связан с функцией движения. Этот чрезвычайно активный отдел мозга также обладает большим количеством связей с теми участками мозга, которые занимаются абстрактным мышлением и вниманием.

Когда ребенок ведет недостаточно активный образ жизни, эти связи ослабевают, что оказывает влияние на его мыслительные способности и внимание.

Такие виды стимуляции вестибулярного аппарата как раскачивание и вращение особенно способствуют развитию внимания.

Лимбический отдел

Лимбический отдел или «эмоциональный центр» мозга располагается еще выше. Этот отдел функционирует совершенно иным образом, так как только он выделяет вещества в кровоток. Эти вещества циркулируют по всему организму и определяют то, как мы ощущаем себя и как действуем. Именно из этого участка мозга в состоянии стресса выделяется адреналин.

Большой мозг

Большой мозг располагается выше всех остальных отделов мозга и отвечает за мышление. В передней верхней части большого мозга, почти под местом начала роста волос располагается  лобная кора, отвечающая за абстрактное мышление. Этот вид мышления развивается лишь примерно к восьми годам.

Остальные участки большого мозга, включая регуляцию органов чувств, развиваются раньше.

Это объясняет тот факт, что маленьким детям легче иметь дело с конкретными объектами, которые они могут увидеть, потрогать, понюхать или попробовать на вкус и лишь гораздо позднее они могут оперировать абстрактными идеями, с которыми у них нет чувственной ассоциации.

Большой мозг покрывается «кортексом» (от лат. «кора»), то есть корой головного мозга.

 Последние исследования говорят о том, что у разных людей толщина коры головного мозга может быть толще или тоньше и именно толщина коры, а не размер всего мозга, определяет  уровень интеллекта – то есть того, как быстро они могут разрешать логические задачи или учиться новым навыкам. Сегодня мы также знаем, что от раннего опыта ребенка зависит толщина коры головного мозга, и мы знаем, какого вида опыт формирует утолщенный кортекс, а какой – истончает его.

Безусловно, генетические данные играют определенную роль в уровне интеллекта ребенка. Но вместо того, чтобы задать уровень интеллекта раз и навсегда, наследственность лишь определяет диапазон потенциала развития мозга. Условия окружающей среды играют решающую роль и задают точный уровень в рамках этого диапазона.

На данный момент определено, что заданный наследственностью диапазон интеллекта ограничивается порядком 40 единиц по шкале IQ. К примеру, ребенок рождается с заданным диапазоном потенциала 80-120 единиц.

В первые годы его или ее жизни опыт и среда определят окончательный уровень интеллекта и его успехи в старших классах школы или в университете.

Нейроны

В коре головного мозга живут важные клетки – нейроны. Большая часть 100 миллиардов нейронов, которыми обладает человек, уже есть в мозге ребенка на момент рождения.

Сначала нейроны представляют собой длинное и высокое молодое дерево, которое затем обрастает раскидистыми ветками и пускает корни.

Нейроны изначально довольно изолированы между собой и не взаимодействуют жруг с другом  через свои ветви («дендриты») или корни («аксоны»).

В ходе внешней стимуляции  органов чувств посредством предоставления ребенку нового и усложненного опыта (к примеру, изучение погремушки через зрительный образ и звук), нейроны начинают разветвляться.

Как только младенец начинает осознавать, что два объекта могут обладать схожими качествами («можно сосать грудь и можно сосать соску») или что два события соотносятся между собой («когда мама заходит в комнату, она берет меня на руки») нейроны начинают взаимодействовать между собой. Чем больше происходит коммуникации, тем больше ответвлений и тем сложнее и теснее становится лес из нейронов. Несмотря на то, что новых нейронов производится совсем мало, кора головного мозга становится толще благодаря обширности ответвлений и корней, которые развиваются между имеющимися нейронами, когда ребенок получает правильную стимуляцию.

От рождения до 3 лет: нейроны мозга разветвляются и связываются между собой

Развитие нейронов мозга и их формирование связей между ними не происходит равномерно на протяжении всей жизни.  Лишь в первые три года мозг растет больше и быстрее всего. Каждый день между нейронами формируются все новые связи. Это и не удивительно, учитывая те колоссальные изменения, которые происходят в организме ребенка в первые три года.

В течение первых трех лет при нормальном развитии ребенок учится говорить, думать и производить сложные движения, а также налаживать взаимоотношения с другими людьми.

В нашей жизни нет второго такого трехлетнего периода, за который мы могли бы достичь так многого.

Позитронная эмиссионная томография (ПЭТ), сравнивающая мозг здоровых детей и мозг трехгодовалых детей, котму не уделялось достаточного внимания, говорит о том, что рост мозга целиком зависит от среды и опыта, а не от наследственности.

От трех до 9 лет: связи консолидируются

После трехлетнего возраста связи между нейронами производятся неотхотно, но до возраста девяти лет, когда начинают работать гормоны, связанные с половой зрелостью, мозг еще обладает мощным потенциалом для роста и изменений. На самом деле, именно в период от трех до девяти лет мозг затрачивает больше всего энергии.

Ежедневно мозг ребенка этого возраста затрачивает в два раза больше глюкозы, чем когда бы то ни было в жизни. Почти 50% употребленных калорий уходит только на поддержание работы мозга и большинство из этих калорий – на поддержание формирования и консолидацию соединений нейронов мозга.

 В первые три года соединения множатся беспорядочно и каждый опыт или стимуляция ведут к росту новый связей. Чем больше создано связей, тем больше открывается возможностей.

Начиная с возраста примерно трех лет связи сокращаются и утончаются, то есть «консолидируются», что приводит к тому, что лишь наиболее часто используемые и наиболее важные связи остаются с ребенком на всю жизнь.

Ранний возраст – ключевой период развития

После завершения консолидации развития к 9-10 годам мозг теряет большую часть своей эластичности и поменять структуру мозга гораздо сложнее.  К примеру, дети, начинающие изучать иностранный язык после 10 лет почти никогда не смогут говорить на этом языке без акцента.

  В течении первого года жизни дети с легкостью воспроизводят любые звуки на любом языке мира и таким образом развивают в своем мозге связи между нейронами, что делает возможным точное произношение звуков.  Однако если звуки не поддверживаются взрослыми, накопленные связи между нейронами будут утраченя в период конслолидации.

Даже интенсивная тренировка звуков позднее не восстановит утраченные связи.

Для развития других навыков этот критичный период еще короче. К примеру, часто дети имеют врожденную катаракту. Их глаза, зрительный нерв и зрительная область коры головного мозга  функционировали бы нормально, если бы можно было удалить эту пелену перед глазами.

Если катаракту удалить в первые два года жизни ребенка, то зрение будет полностью восстановлено и вскоре будет неотличимым от зрения других детей. Если же операцию произвести после второго года рождения, то восстановить зрение уже будет невозможно.

Критичный период  для восстановления зрения уже прошел и возможность наладить зрение упущена.

Стресс разрушает!

Значимый рост и развитие нейронов коры головного мозга возможны в раннем возрасте только при условии, что ребенок чувствует себя в эмоциональном комфорте и в теплых, стабильных взаимоотношениях с другими людьми. Когда маленькие дети находятся в состоянии стресса, страха и неуверенности в своем окружении, лимбический (эмоциональный) отдел мозга препятствует процессу обучения.

Каждый раз, когда ребенок переживает стресс или испуган, структура лимбического отдела реагирует выпуском в кровь кортизола, который циркулирует по кровотоку всего тела и омывает кору головного мозга, что препятствует формированию и укреплению связей между нейронами.

Даже если среда ребенка наполнена возможностями для развития и обучения, дети в состоянии стресса не смогут ими воспользоваться и их мозг не сможет развиваться.

Поскольку они не могут воспользоваться высшими отделами мозга, отвечающими за мышление, они возвращаются к низшим отделам у основания мозга и задействуют лишь те функции, которы направлены на обеспечение выживания.

Только когда причина стресса устранена, ребенок начинает чувствовать себя в защищенности и только тогда мозг переключается на работу в высших отделах, что означает возобновление работы мышления и обучения.

Взаимоотношение между страхом, кортизолом и обучаемостью сохраняется на всю жизнь. Даже взрослые люди с прочными инструментами контроля в сложных ситуациях могут быть подвержены ему и теряют способность обучаться или даже четко мыслить в состоянии чрезмерного стресса. Младенцы полностью зависимы от взрослых и больше нас подвержены страху и панике.

Если до возраста двух лет ребенок продолжительное время живет в стрессовой среде, последствия этого опыта разрушительны, поскольку до этого времени эмоциональный центр мозга находится на стадии формированияти и во время часто повторяющихся высоко концентрированных периодов стресса и соответствующего им уровня кортизола меняется весь курс развития ребенка.

Когда ребенок испытывает большой объем стресса, он «программируется» на ожидание, приветствие и даже поиск ситуаций, результатом которых будет выпуск в кровоток кортизола.  Это происходит аналогично тому, как ребенок, привыкшей к соленой еде, будет любить ее именно такой.

  Дети, привыкшие к присутствию кортизола в крови, «живут» в низших отделах мозга, а не в «думающей» коре головного мозга и рассматривают любое взаимодействие с ними как угрозу для их жизни.

Читайте также:  Альфа ритмы головного мозга — норма, что это такое, дизритмия, бета и тета ритм

  Пример:  учитель, вытагивающий руку, не чтобы погладить и подбодрить ребенка, а дать в качестве наказания подзатыльник. Ребенок, не думая, наносит удар первым или убегает.

Возможно, рекордно высокий на сегодня уровень насилия в социуме объясняется возросшим количеством детей, реагирующих на выскоий уровень кортизола в крови и живущих в низших отделах мозга.

В качестве завершения

За последние годы наше знание и понимание вопросов развития и роста мозга выросло в много раз.

Теперь мы знаем, как создать оптимальную стимулирующую среду для естественного и здорового формирования структуры в коре головного мозга и как помочь ребенку вырасти в думающего, академически компетного взрослого.

Мы также понимаем критическую важность связи между качеством эмоционального содержания взаимоотношений ребенка с другими людьми и его последующим поведении в социуме. И мы понимаем, что период открытых возможностей для развития детского мозга очень короток.

Наша цель сейчас – действовать согласно этим знаниям и убедиться в том, что каждый рожденный в Мичигане ребенок к детсадовскому возрасту имеет интеллектуальную и эмоциональную базу, необходимую для того, чтобы стать продуктивным гражданином, делающим позитивный вклад в свое общество.

Дополнительная информация

За дополнительной информацией о раннем развития мозга, пожалуйста, обращайтесь к следующим сайтам в интернете:

Источник: http://odno-celoe.ru/kak-postroit-mozg-rebenka

Особенности развития полушарий головного мозга ребенка – У Знайки

Развитие ребенка имеет свои природные предпосылки, которые являются не такими переменными, как требования и потребности окружающего мира.

Неподходящие методы развития, неправильное влияние на ребенка могут привести к отрицательным результатам, повредить, а то и вообще перекрыть путь к расцвету всего потенциала в ребенке.

Поэтому рассмотрим природу человека, начав с самого важного — с развития головного мозга.

Как известно, головной мозг разделен на много функциональных зон, крупнейшими из которых являются правое и левое полушария. В течение жизни человека они развиваются не одновременно и действуют асимметрично относительно тела человека. То есть, левое полушарие отвечает за чувствительность и моторику правой части тела, а правое полушарие, соответственно, управляет левой частью.

Правое полушарие демонстрирует свою зрелость уже до пяти лет, тогда как левая (особенно языковые зоны) развивается полностью до восьми-двенадцати лет. Итак, начиная с перинатального периода у ребенка активно развивается правое полушарие головного мозга. Ощущение своего тела, знакомство с ним, координация движений рук и ног — все это работа именно правого полушария головного мозга.

Ребенок — это телесное существо. Все, что он пропустит через телесное восприятие, останется первичным и прочным фундаментом опыта, на котором будет строиться вся дальнейшая жизнь.

Все пространственные представления и эмоциональные процессы могут выстроиться как самостоятельные только тогда, когда они сформировались в недрах тела ребенка.

Вот почему для маленьких детей так важно иметь свободный доступ для исследования окружающих предметов, чтобы их ручки и ножки не были обременены пеленками. Очень влияют на развитие эмоционального фона объятия мамы и папы.

В правом полушарии формируются пространственно-временные представления. Они усваиваются через телесный контакт. Вспомните, какими большими казались деревья, когда мы были маленькими, и как долго тянулось время, когда нужно было посидеть неподвижно.

В правом полушарии закладываются основы творческого мышления, интуиции. Здесь цвета, образы, целостное восприятие мира. Именно поэтому с рождения стоит давать ребенку слушать спокойную музыку, возможность наблюдать и прикасаться к живой природе.

Ребенку крайне необходимо работать с различным сыпучим материалом (крупами, песком), водой, природными составляющими (камнями, деревянными палками, лепестками, листиками). Только следите за тем, чтобы не было перенасыщения.

Как это сделать? Просто будьте внимательны к эмоциональному состоянию ребенка, а также меняйте более яркие раздражители на спокойные, давайте большое количество тактильного контакта.

Левое полушарие отвечает за анализ, логическое мышление, в нем фрагментарное видение мира, фиксация точных знаний, знаков и символов. Именно здесь царят правила, структура, причинно-следственные связи.

Если представить мозг человека в виде двухдверного шкафа, то в правой части найдем картинки, рисунки, произведения искусства, различные объекты для исследования, краски, кисти, музыкальные инструменты и т.д. Слева же будут храниться в строгом порядке буквы, цифры, графики, формулы, планы.

Очень важный и малоизвестный факт: если в раннем возрасте «наполнять» детей фактическими знаниями, учить запоминать цифры и буквы, точные названия, то в связи с физиологической несформированностью левого полушария все «псевдознания» осядут в правом полушарии, вытеснив при этом его творческий потенциал, а сами превратятся в ненужный фактаж.

Что же получается: детям до пяти лет нельзя показывать ни цифры, ни буквы, не стоит учить, как называются те или иные деревья, животные? Это не совсем так.

Если мы хотим, например, дать ребенку представление о числе «2», то следует положить в его ручку два камня или две пуговки, чтобы он на ощупь, через зрительный анализатор понял, что такое это «2». Так же с названиями животных и деревьев.

Поход в лес, экскурсия в зоопарк или на ферму станут эмоционально-насыщенными (это как раз и является комфортной атмосферой для правого полушария) и через эмоциональный, через прикосновение маленьких пальчиков к коре дерева, ушек котика, шерсти барашка, через ощущение величины окружающего мира относительно собственного тела — все это даст ребенку возможность не просто понять понятие «береза» или «собака», а усвоить эти понятия как части целостной картины мира.

Как вы уже могли заметить, левое полушарие развивается через правое — в правую мы даем впечатление о предмете, а в левой, соответственно, фиксируется его название.

Чем беднее впечатление, тем бесполезнее будут усвоенные знания, тем реже ребенок сможет их использовать в жизни.

Если мы снова вернемся к нашему метафорическому сравнению с двухдверным шкафом, то увидим, что дверца в левую часть шкафа может легко открыться, если зайти внутрь правой части. Это как своеобразная перегородка между правым и левым отделениями.

Важно также отметить не только необходимость правильного развития полушарий головного мозга, но и нейронных связей между ними. Устойчивость, прочность и необходимое количество этих соединений обеспечивает гармоничное развитие личности.

Так, гармонично развитая личность может быть не только великим математиком, но и изобретателем и музыкантом.

Для того, чтобы у детей развивались нейронные связи между полушариями, нужно давать одинаковые нагрузки как на левую, так и на правую части тела: рисовать, лепить, играть на музыкальных инструментах обеими руками одновременно, прыгать, чередуя ноги, выстукивать ритм, делать одновременно обеими руками различные движения.

Перенасыщение левостороннего развития (или недоразвитие правого полушария): — ребенок редко улыбается, эмоционально возбужден, мало двигается, любит играть только в пассивные игры, где присутствует стратегия, а не творчество; — слишком взрослый вид лица; — ребенок нервничает, когда ему приходится создавать что-то новое, он никогда не фантазирует и не придумывает; — очень бедный эмоциональный фон; — любые действия являются последовательными, четкими. Нет даже намека на спонтанность.

Перенасыщение правостороннего развития (или недоразвитие левого полушария): — ребенок постоянно фантазирует, мечтает, но так и не берется воплотить мечты в жизнь; — делает все быстро, некачественно, нет абсолютно никакой последовательности в действиях — сплошная спонтанность и зависимость от настроения; — неспособность спрогнозировать элементарные последствия своей деятельности.

Итак, прежде чем увлекаться модными новинками раннего развития ребенка, стоит вдумчиво проанализировать все последствия такого обучения и понять, что развитие является тогда действительно развитием, когда оно своевременное и естественное. Вдохновения вам.

Источник: http://www.uznaiki.ru/roditelyam/osobennosti-razvitiya-polusharij-golovnogo-mozga-rebenka/

Развитие мозга ребенка во внутриутробном периоде

Нервная система человека развивается из наружного зародышевого лепестка – эктодермы. Из этой же части зародыша в процессе развития образуются органы чувств, кожные покровы и отделы пищеварительной системы.

Уже на 17-18-й день внутриутробного развития (гестации) в структуре эмбриона выделяется слой нервных клеток – нервная пластинка, из которой впоследствии, к 27-му дню гестации, образуется нервная трубка – анатомический предшественник центральной нервной системы. Процесс образования нервной трубки называется «нейруляция».

В этот период края нервной пластинки постепенно загибаются кверху, соединяются и срастаются друг с другом (Рисунок 1).

Рисунок 1. Этапы формирования нервной трубки (в разрезе).

Если посмотреть на это движение сверху, может возникнуть ассоциация с застегиванием молнии (Рисунок 2).

Рисунок 2. Этапы формирования нервной трубки (вид сверху).

Одна «молния» застегивается от центра к головному концу эмбриона (ростральная волна нейруляции), другая – от центра к хвостовому концу (каудальная волна нейруляции).

Есть еще и третья «молния», обеспечивающая сращивание нижних краев нервной пластинки, которая «застегивается» по направлению к головному концу и встречается там с первой волной. Все эти изменения происходят очень быстро, всего за 2 недели.

К моменту завершения нейруляции (31-32-е сутки гестации) еще не все женщины даже знают о том, что у них будет ребенок.

Однако к этому моменту у будущего человека начинает формироваться головной мозг, возникает зачаток двух полушарий. Полушария быстро увеличиваются, и к концу 32-го дня составляют ¼ часть всего мозга! Тогда же внимательный исследователь сможет уже разглядеть зачаток мозжечка. В этот период также начинается формирование органов чувств.

Воздействие вредностей в этот период может приводить к возникновению разнообразных пороков развития нервной системы.

Один из самых распространенных пороков – спинномозговая грыжа, образующаяся вследствие неправильного «застегивания» второй «молнии» (нарушения прохождения каудальной волны нейруляции).

Даже стертые, почти незаметные варианты таких спинномозговых грыж порой снижают качество жизни ребенка, приводя к различным формам недержания (недержание мочи и кала).

Если у ребенка есть такая проблема как энурез (недержание мочи) или энкопрез (недержание кала), необходимо проверить, нет ли у него стертой формы спинномозговой грыжи. Это можно узнать, сделав ребенку МРТ пояснично-крестцового отдела позвоночника. При обнаружении спинномозговой грыжи показано оперативное лечение, которое приведет к улучшению тазовых функций.

В моей практике был случай 9-летнего мальчика, который страдал энкопрезом. Только с 6-й попытки удалось сделать качественный МРТ-снимок, показавший наличие спинномозговой грыжи.

К огромному сожалению, до этого момента ребенок уже наблюдался психиатром и получал соответствующее лечение, так как неврологи открестились от него, считая, что у него проблемы с психикой.

Простая операция позволила мальчику вернуться к нормальному образу жизни, полностью контролировать свои тазовые функции. Еще более показательной была история 16-летнего подростка, который всю жизнь страдал от энкопреза. Неврологи посылали его к гастроэнтерологам, гастроэнтерологи к психиатрам.

К моменту нашей встречи он уже получал психиатрическое лечение в течение десяти (!!!) лет. Никто никогда не назначал ему МРТ-исследование.

Благодаря тому, что были выполнены наши рекомендации по дообследованию, у парня выявили серьезные нарушения в поясничном отделе позвоночника, которые приводили к сдавлению нервов и нарушению чувствительности тазовых органов. Очевидно, что психиатрическое лечение, а также психотерапия или другие способы психологического воздействия во всех этих случаях совершенно бесполезны и, возможно, даже вредны.

Чтобы предупредить возникновение таких пороков развития как спинномозговая грыжа, беременным женщинам уже на ранних сроках беременности рекомендуют принимать фолиевую кислоту. Фолиевая кислота играет роль защитника клеток нервной системы (нейропротектора), и при ее регулярном приеме воздействие различных вредоносных факторов существенно ослабевает.

Для того чтобы максимально снизить риск возникновения пороков развития, будущей матери необходимо также избегать различных неблагоприятных воздействий на организм.

К таким воздействиям относятся прием успокоительных средств, содержащих фенобарбитал (в том числе, Валокордина и Корвалола), гипоксия (кислородное голодание), перегревание материнского организма. К сожалению, к неблагоприятным последствиям также приводит прием некоторых противосудорожных препаратов.

Поэтому, если женщина, вынужденная принимать такие препараты, планирует забеременеть, ей необходимо проконсультироваться со своим лечащим врачом.

Всю первую половину беременности в будущем мозге ребенка очень активно рождаются и развиваются новые нервные клетки (нейроны). В первую очередь, процессы зарождения новых нервных клеток происходят в зоне, окружающей мозговые желудочки.

Еще одной зоной рождения новых нейронов является гиппокамп – внутренняя часть коры височных областей правого и левого полушарий. Новые нервные клетки продолжают появляться и после рождения, но менее интенсивно, чем во внутриутробном периоде. Даже у взрослых людей в гиппокампе обнаружены молодые нейроны.

Считается, что это – один из механизмов, благодаря которым, в случае необходимости, мозг человека может пластично перестраиваться, восстанавливать поврежденные функции.

Только что народившиеся нейроны не остаются на месте, а «переползают» к местам своей постоянной «дислокации» в коре и глубинных структурах мозга. Процесс этот начинается ближе к концу второго месяца беременности и активно продолжается вплоть до 26-29 недель внутриутробного развития. К 35-й неделе кора головного мозга плода уже обладает структурой, присущей коре взрослого человека.

Читайте также:  Открытое мрт головного мозга, типы, томограф

Каждый нейрон имеет отростки, с помощью которых он взаимодействует с другими клетками организма.  

Рисунок 3. Нейрон. Длинный отросток – аксон. Короткие ветвистые отростки – дендриты.

Нейроны, занявшие свое место в мозге, пытаются устанавливать новые отношения с другими нервными клетками, а также с клетками других тканей организма (например, с мышечными клетками). Место, где одна клетка соединяется с другой, называется «синапс».

Такие соединения очень важны, так как именно благодаря им мозг формирует сложные системы, в которых информация может быстро передаваться от одной клетки к другой. Внутри клетки информация передается в направлении от тела к окончанию в виде электрического импульса.

Этот импульс провоцирует высвобождение в синаптическую щель специфических химических веществ (нейромедиаторов), которые хранятся в окончании нейрона, и посредством которых информация передается от нейрона к следующей клетке.  

Рисунок 4. Синапс

Первые синапсы обнаружены у эмбрионов в возрасте 5 недель внутриутробного развития. Наиболее активно образование синаптических контактов между нейронами происходит, начиная с 18 недель внутриутробного развития. Новые связи между нервными клетками образуются практически всю жизнь.

В период активного образования синапсов мозг ребенка подвержен негативному влиянию наркотических веществ и некоторых медикаментов, влияющих на обмен нейромедиаторов.

К этим веществам относятся, в частности, нейролептики, транквилизаторы и антидепрессанты – препараты, с помощью которых лечат психические расстройства. Если будущая мама вынуждена принимать подобные препараты, ей необходимо проконсультироваться со своим лечащим врачом.

И, конечно, беременной женщине следует избегать употребления психоактивных веществ, если ее беспокоит умственное развитие ее ребенка.

Нейромедиаторы – специфические химические соединения, благодаря которым происходит передача информации в нервной системе. От их правильного обмена зависит очень многое в поведении человека. В том числе, его настроение, активность, внимание, память. Есть факторы, которые могут повлиять на их обмен.

Один из таких, неблагоприятно воздействующих факторов – курение матери во время беременности. Воздействие никотина порождает сразу несколько эффектов. Мозг опознает никотин как вещество, способствующее его активации, и начинает развивать системы, чувствительные к нему.

Попросту, в мозге увеличивается число воспринимающих никотин элементов, улучшается передача информации, осуществляемая посредством никотина. Одновременно, происходит негативное воздействие на обмен тех нейромедиаторов, которые должны вырабатываться самим мозгом. В первую очередь, это касается тех веществ, которые имеют отношение к обеспечению внимания и регуляции эмоций.

В исследованиях показано, что курение матери во время беременности в несколько раз повышает риск рождения ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Вторым по счету последствием внутриутробного потребления никотина после СДВГ является оппозиционно-вызывающее расстройство, для которого характерны такие проявления как раздражительность, гневливость, постоянно меняющееся, часто негативное, настроение, злопамятность. Еще один эффект курения – ухудшение состояния сосудов, нарушение питания плода.

Дети курящих матерей рождаются с низким весом, а низкий вес при рождении сам по себе является фактором риска развития последующих проблем в поведении. Из-за спазма сосудов, вызываемых воздействием никотина, мозг плода подвержен ишемическим инсультам – нарушениям кровоснабжения определенных участков мозга, их гипоксии, которая очень пагубно воздействует на все последующее психическое развитие [Nomura et al., 2010].

Один из важнейших процессов, происходящих в формирующемся мозге еще не родившегося ребенка – покрытие длинных окончаний нервных клеток (аксонов) миелином (миелинизация). Покрытый миелином аксон изображен на одном из предыдущих рисунков (рисунке нейрона). Миелин – вещество, которое в чем-то подобно изоляции, покрывающей провода.

Благодаря ему электрический сигнал перемещается от тела нейрона к окончанию аксона очень быстро. Первые признаки миелинизации обнаруживаются в мозге 20-недельных плодов. Этот процесс происходит неравномерно. Первыми миелином покрываются аксоны, образующие зрительные и двигательные нервные пути, которые в первую очередь пригодятся новорожденному младенцу.

Чуть позже (практически перед рождением) начинают покрываться миелином слуховые пути.

Клетки одной из мозговых тканей – нейроглии, производящие миелин, очень чувствительны к недостатку кислорода.

Также на миелинизацию мозга плода может повлиять воздействие токсинов, наркотических веществ, дефицит необходимых мозгу веществ, поступающих с пищей (в частности, витаминов группы В, железа, меди и йода), неправильный обмен некоторых гормонов, таких, например, как гормоны щитовидной железы.

Крайне вредным для нормального протекания процессов миелинизации является алкоголь. Он препятствует миелинизации и, в результате, может стать причиной тяжелых нарушений психического развития, сопровождающихся умственной отсталостью ребенка. Воздействие алкоголя может иметь и неспецифический эффект, приводя к возникновению разнообразных пороков развития.

О том, насколько интенсивно развивается мозг ребенка, находящегося в утробе матери, говорит хотя бы тот факт, что в период с 29 по 41 неделю, мозг увеличивается почти в 3 раза! Во многом, это происходит за счет миелинизации.

О психическом развитии ребенка во внутриутробном периоде известно сравнительно мало. В то же время существуют некоторые интересные факты.

Начиная с 10 недель внутриутробного развития, дети сосут большой палец (75% – правый). Оказывается, что будущие правши, в большинстве своем, предпочитают сосать правый палец, а будущие левши – левый [Hepper, 2013].

При контактном воздействии звуком на живот беременных женщин (37-41 неделя беременности) через наушники обнаружена достоверная активация в височных областях у четырех и в лобных у одного плода – тех самых зонах коры головного мозга, которые впоследствии будут принимать участие в обработке речевой информации. Это говорит о том, что мозг ребенка активно готовится существовать в той среде, которая ему предназначена.   

Литература:

Nomura Y., Marks D.J., Halperin J.M. Prenatal Exposure to Maternal and Parental Smoking on Attention Deficit Hyperactivity Symptoms and Diagnosis in Offspring // J Nerv Ment Dis. 2010 September; 198(9): 672-678.
Читать оригинал статьи >>

Tau G.Z., Peterson B.S. Normal development of brain circuits // Neuropsychopharmacology reviews (2010) 35, 147-168
Читать оригинал статьи >>

Савельев С.В. Эмбриональная патология нервной системы. – М.:ВЕДИ, 2007. – 216 с.

Источник: http://neuropsycholog.ru/dlya-vseh-interesuyushchihsya/razvitie-mozga-rebenka-vo-vnutriutrobnom-periode

5 важнейших принципов развития мозга ребенка

В своей новой колонке эксперт «О!», психолог Анна Скавитина, объясняет, что такое на самом деле раннее развитие и почему оно не всегда полезно.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Мне как родителю не нужны советы о том, как растить детей, мне нужны факты о развитии ребенка.

Я и сама могу придумать, как воспользоваться результатами современных научных исследований, чтобы помочь своим детям вырасти сообразительными и научить их получать от жизни удовольствие.

К сожалению, найти истину в мире, забитом непроверенной информацией обо всем на свете, родителям не так уж просто. Поэтому в наш высокопросвещенный век так же много разнообразных мифов про развитие и воспитание детей, как и пару веков назад.

Один из самых распространенных — миф про раннее развитие. Известная книга президента японской компании Sony Ибука Масара «После трех уже поздно» вышла в 1971 году, в 1991 была переведена на русский язык и стала невероятно популярной среди российских родителей.

В России наиболее известной стала методика врача-физиолога Гленна Домана. Он работал с детьми, имеющими мозговые нарушения.

Доман предложил целый комплекс различных упражнений для младенцев, обучающий их компенсировать проблемы функционирования мозга: ползать, удерживать голову, овладевать чтением и счетом с помощью различных карточек, которые нужно показывать в определенной последовательности.

Действительно, для детей с нарушениями ЦНС методика Домана работала, по крайней мере, отзывы родителей были хорошие. Но потом Доман начинает рекомендовать разработанные им упражнения для здоровых детей. И родители, желающие вырастить из своего ребенка гения, находят методику очень многообещающей.

На сегодняшний день, увы, кроме позитивных отзывов родителей, нет никаких научных доказательств действенности методики Гленна Домана для развития здоровых детей.

Мало того, Американская академия педиатрии несколько раз (в 1968, 1999, 2002 годах) выносила предупреждения об отсутствии эффективности методик Домана для детей с повреждениями мозга.

Также обсуждается этичность рекламной кампании метода: в ней родителям особых детей обещают необоснованно хорошие результаты, в то же время стоимость прохождения курса в институте самого Домана очень высока. Но мало что может остановить родителей, если они хотят удовлетворить свои амбиции, тем более что заниматься по Доману можно и дома.

Идея Домана для здоровых детей состоит в том, что младенец — «tabula rasa», «чистый лист», на котором можно писать все что угодно. В результате таких экспериментов стали появляться дети, которые умеют «читать», «считать», «играть» в шахматы и на музыкальных инструментах до того, как научились хотя бы говорить.

С рождения им показывают карточки с буквами, словами на английском, дают в руки скрипку и водят на различные развивающие занятия. Это обычно тешит самолюбие родителей, вызывает зависть и восхищение у окружающих, дает шанс детям стать звездой с раннего возраста.

Самим малышам в процессе рассказывают, какие они умные, тем самым надеясь укрепить их уверенность в себе.

Итог: методика Домана, как и другие методики раннего развития, делает из ребенка объект обучения, пассивного потребителя, не дает ему проявить инициативу.

Последователи метода рекомендуют учитывать выбор ребенка, показывая ему только заинтересовавшие его карточки и темы, но на практике это мало кто делает.

Ребенок превращается в «библиотеку бесполезных знаний», которые хранятся как на жестком диске компьютера, но мышление при этом не развивается, так что воспользоваться этим диском по назначению непросто.

Дети читают и считают в кавычках потому, что это не полноценное чтение и счет, а точнее, вообще не чтение и не счет. Это то, что они выучили наизусть, как стихотворение. Так же и с остальными навыками. Мало того, дети, которых так не загружали с младенчества, со временем не только догонят, но и, возможно, перегонят ранних гениев, осваивая навыки мышления, а не наполняя библиотеку всем подряд.

На сегодняшний день проведены многочисленные научные исследования, показывающие, что идеи, заложенные в 60-х годах в методы раннего развития, как минимум неэффективны, как максимум просто вредны.

Тренируя детей в областях знаний, которые для них находятся в зоне не ближайшего, а далекого развития, мы закрепляем низкоуровневое мышление, например, запоминание вместо чтения и счета, и мешаем своевременному развитию высокоуровневого мышления — пониманию текста, умению самостоятельно делать выводы. Дети выключают мотивацию исследования мира, они привыкают, что их кто-то учит, им не надо учиться самим. Это напоминает строительство дома, в котором нет нормального фундамента. То есть дом стоит, но при любых катаклизмах его устойчивость будет нарушена. Все развитие, как и строительство дома, должно происходить последовательно.

Но что же делать? Просто оставить детей в покое? Пусть растут как трава, на кружки и в развивающие центры не водить? Что реально развивает ребенка? Ведь всем родителям хочется, чтобы их дети имели высокую академическую успеваемость, могли как-то контролировать свои эмоциональные всплески, лучше еще, чтобы они поменьше болели и умели дружить. Что может предложить наука? К сожалению, на сегодняшний день готовых рецептов для каждой конкретной ситуации не существует, просто потому что двух одинаковых детей и двух одинаковых родителей не бывает. Но есть пять основных принципов развития мозга ребенка и повышения его интеллекта.

Безопасность

Наш мозг настроен на выявление опасности. Если около нас происходит что-то страшное, то мы должны «бежать» или «притвориться мертвым», но точно не можем усваивать новые знания. Если рядом кричит взрослый или родители ссорятся, то ребенок воспринимает это с рождения (!) как опасность и точно не будет в этот момент ничего усваивать, а значит, и развиваться.

Забота

Безопасность обеспечивается заботой о ребенке и формированием крепких и теплых отношений в семье, которые называют привязанностью. Если потребности ребенка удовлетворяются, то у мозга есть ресурсы для развития.

Своевременность

Есть тесты на определение уровня интеллекта даже для малышей. Хорошая новость: IQ, коэффициент интеллекта, может расти в течение жизни, а не до трех лет. Плохая: IQ может и снижаться. Чтобы IQ не снижался, интеллект и полученные навыки должны использоваться.

Если вы учили иностранный язык несколько лет, но не говорите и не читаете на нем, то со временем он буквально сотрется. Мозг проведет чистку и уберет ненужные нейронные связи. Совсем страшное: нейронные связи начинают исчезать всего через две недели неиспользования навыка.

Но выучить что-то во второй раз, то есть восстановить нейронные связи, легче, чем в первый.

Разговоры

Дети, с которыми с рождения много говорят, развиваются намного быстрее, чем те, кто растет в более молчаливой атмосфере. Есть даже «золотой стандарт» говорения — 2100 слов в час. Это много, но не очень, просто обычная беседа.

Важно, что говорить надо с паузами, а не 24/7, чтобы не перегрузить ребенка, это может быть так же вредно, как и молчание. Как показывают исследования, к трем годам разница в IQ между молчаливой группой и разговорчивой составила полтора раза.

Коэффициент интеллекта у разговорчивых детей продолжал расти и в более старшем возрасте, что обеспечило им высокие академические оценки в дальнейшем.

Неструктурированная игра

Дети, которым давали играть каждый день, по сравнению с контрольной группой, которую только учили, обладали более развитыми языковыми навыками, лучше решали проблемы и выдерживали стресс, имели лучшую память и развитые навыки общения. Но любая ли спонтанная игра приносит пользу? Нет, лучший результат дает сюжетно-ролевая игра.

Известный во всем мире российский психолог Лев Выготский (1896−1934 гг.) предсказал, что способность детей до пяти лет использовать воображение в сюжетно-ролевых играх является лучшим показателем будущей успешной учебы. Причина проста: ребенок в игре учится регулировать свое социальное поведение. Вывод Выготского подкреплен современными научными исследованиями.

На основании идей Льва Семеновича в разных странах создаются программы раннего обучения детей, которые включают в себя не иностранный язык и математику, а ролевую игру с активацией воображения.

Дети, участвующие в этих программах, в разных тестах показывают результаты на 30−100 процентов выше детей из контрольных групп, которые заняты только академической активностью или не заняты ничем вообще.

Источник: http://www.kanal-o.ru/odeti/9826

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector