Мозг и психика человека, пластичность головного мозга

Психологический взляд (PsyVision) – викторины, учебные материалы, каталог психологов

Мозг и психика человека, пластичность головного мозга

Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-е годы нашего бека профессором психологии Калифорнийского технологического института Роджером Сперри (в 1981 году за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия).

Оказалось, что у правшей левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памятью, логическими рассуждениями.

Правое же полушарие обладает музыкальным слухом, легко воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах и структурах неизмеримо лучше левого, умеет опознать целое по части.

Значит, одну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается и функция, за которую оно отвечает.

Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Роджер Сперри обнаружил, что у больных с “расщепленным мозгом”, особенно у молодых, речевые функции в зачаточной форме, со временем они совершенствуются. “Неграмотное” правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло.

Центры речи в левом полушарии развиваются главным образом не от говорения, а от писания: упражнение в письме активизирует, тренирует левое полушарие.

Не случайно физиологи, установившие прямую связь между степенью асимметрии и умственными способностями, неодобрительно относятся теперь к существовавшей издавна практике переучивания левшей: стопроцентных правшей из них все равно не выходит, а специализация полушарий может ослабнуть.

А ведь она – столбовая дорога эволюции мозга, и в первую очередь человеческого мозга: недаром у человека она выражена наиболее сильно.

Трудовые навыки, речь, мышление, память, внимание, воображение – все это стало развиваться так бурно и так продуктивно у человека благодаря пластичности его мозга и врожденной предрасположенности полушарий к разделению обязанностей. Многие годы было принято думать, что биологическая эволюция завершена.

Теперь, в свете новых данных о функциональной асимметрии полушарий, физиологи склоняются к тому, что она если и не “только начинается”, то уж во всяком случае продолжается, и конца ей пока не видно.

Именно специализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозгу двух собеседников и создает физиологическую основу для творчества.

Если на интеллектуальном уровне выключение правого полушария особенно не отражается, то эмоциональное состояние резко меняется и творятся чудеса.

Человека охватывает эйфория: он возбужден и словоохотлив, его реакции маниакальны. Но главное – словоохотливость.

Весь пассивный словарь человека становится активным, на каждый вопрос дается подробнейший ответ, изложенный в высшей степени литературно, сложными грамматическими конструкциями.

Вместе с ним лишается он и творческой жилки. Художник, скульптор, композитор, ученый – все они перестают творить.

Полная противоположность – отключение левого полушария. Творческие способности, не связанные с вербализацией (словесным описанием) форм, остаются.

Композитор продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик размышляет о своей физике. Но от хорошего настроения не остается и следа.

Во взоре тоска и печаль, в немногословных репликах – отчаяние и мрачный скепсис, мир представляется только в черном цвете.

Итак, подавление правого полушария сопровождается эйфорией, а подавление левого- глубокой депрессией. Сущность левого, таким образом, – безоглядный оптимизм, сущность правого – “дух отрицания, дух сомнения”.

Левое полушарие обладает огромным запасом энергии и жизнелюбия. Это счастливый дар, но сам по себе он непродуктивен. Тревожные опасения правого, очевидно, действуют отрезвляюще, возвращая мозгу не только творческие способности, но и саму возможность нормально работать, а не витать в эмпиреях.

Каждое полушарие вносит свой вклад: правое лепит образ, а левое подыскивает для него словесное выражение, что теряется при этом (вспомним тютчевское: “Мысль изреченная есть ложь”) и что приобретается, как происходит взаимодействие полушарий при обработке “правды природы” в “правду искусства” (Бальзак).

Едва начинаешь сопоставлять специфику полушарий с психологией творчества, как в глаза бросаются поразительные совпадения.

Одно из них – тот мрачноватый тон, в который окрашено мироощущение правого полушария – и если верить Стендалю и многим его собратьям по перу, то, что именно в правом полушарии, где, судя по всему, и пребывает пресловутая творческая жилка, гнездятся те сложные потребности самовыражения, которые при благоприятном стечении обстоятельств находят удовлетворение в создании новых ценностей, а при неблагоприятном – в разрушении старых.

Пси́хика — сложное понятие в философии, психологии и медицине.

1 -Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой.

2 -Способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.). (материал взят с wikipedia.org)

Психика является основной, базовой, исторически самой ранней составляющей менталитета. Психику следует понимать как своего рода рефлексию организма, т.е. его способность к различным рефлексам, точнее, проявление им реакционных способностей на раздражители как внутреннего, так и внешнего миров человека.

  • системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психика (от греч. psychikos – душевный) – совокупность сложных процессов и явлений, связанных с работой центральной нервной системы, но прежде всего головного мозга; специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой, т.е.

это свойство высокоорганизованной материи (клеток мозга) адекватно реагировать на явления окружающей среды в интересах данного организма. Элементы психики: ощущения, восприятия, память, чувства, воля, мыслительный анализ, реакция.

Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т.д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Существует психика индивидов и общественных групп.

Высшая форма психической деятельности – сознание – присуща только нормально развитому человеку.

Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами. Психика оценивается по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д.

Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики — сознание. Изучением психики в основном занимаются науки психология, нейрофизиология, психиатрия.


Это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. (Петровский, Ярошевский)

Формы психического отражениия:

При переходе от биологической формы отражения к психической выделяются следующие стадии:

  1. Сенсорная. Отражение отдельных раздражителей: субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражимость).
  2. Перцептивная. Выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом: ориентирование начинается с совокупности признаков, наблюдается реагирование и на биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей (чувствительность).
  3. Интеллектуальная. Проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и связей.

Всякое отражение является в тоже время мнемическим процессом, а его результат – мнемическим новообразованием.

Если принять это положение за основу, то получается, что психика – это свойство головного мозга формировать и развивать живую систему врожденных мнемических процессов и приобретенных мнемических образований путем взаимодействии внешнего и внутреннего миров реальных предметов и виртуально-мнемических явлений, и осуществлять на этой основе активное самоуправление адаптивной и коадаптивной деятельностью всего организма. (Вячеслав Исхаков)

Источник: http://psyvision.ru/help/psikhologiya/36-psyhology/388-psymozg

Психика и особенности строения мозга

Целостность души (психики) и тела (сомы) — главная сущностная черта человека.

Функционирование тела, мозга является основой для функционирования психики, с другой стороны, от деятельности и состояния психики зависит телесное здоровье и самочувствие человека.

(В здоровом теле — здоровый дух, и наоборот, здоровый дух — основа здорового тела.) Но в то же время тело и душа — качественно различные субстанции, и их отождествлять нельзя.

Дихотомия (бипеляризация), тело-психика дополняется третьей диалектической составляющей: социальный фактор общения и взаимодействия людей друг с другом в обществе.

Существование и развитие тела и духа человека невозможно без общения и взаимодействия людей, обмена мыслями и чув-ствами. Существование человека и формирование человеческой психики невозможно без социального фактора.

Помимо индивидуального существования духа в каждом конкретном человеке он воплощен в человеческой культуре: религии, искусстве, науке, философии.

Организм (и его метаболическая система) плюс нервная система (вегетативная и центральная) участвуют в регуляции энергетических возможностей человека н его темперамента (темперамент связан с энергетическими характеристиками индивида, способами накопления и расходования энергии).

Как известно, нервная система — центр деятельности всего организма, она выполняет две главные функции: функцию передачи информации, за которую ответственны периферическая нервная система и связанные с нею рецепторы (чувствительные элементы, находящиеся в коже, глазах, ушах, во рту и пр.) и эффекторы (железы и мышцы).

Второй важной функцией нервной системы (без которой теряет смысл и ее первая функция) является интеграция и переработка получаемой информации и программирование наиболее адекватной реакции.

Эта функция принадлежит центральной нервной системе и включает широкий диапазон процессов — от простейших рефлексов на уровне спинного мозга до самых сложных мыслительных операций на уровне высших отделов мозга. Центральная нервная система состоит из спинного мозга и различных структур головного мозга.

Повреждение или неадекватное функционирование любого участка нервной системы вызывает специфические нарушения в функционировании организма и психики. Наиболее сильно на психику влияет характер полноценности и адекватности функционирования головного мозга, особенно коры головного мозга.

В коре головного мозга выделяются сенсорные зоны, куда поступает и обрабатывается информация от органов чувств и рецепторов, моторные зоны, которые управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека, и ассоциативные зоны, которые служат для переработки информации.

Например, примыкающие к сенсорным областям гностические зоны ответственны за процесс восприятия, а соседние с моторно-двигательной областью практические зоны обеспечивают тонкую моторику и автоматические движения. Ассоциативные зоны, расположенные в лобной части мозга, особенно тесно связаны с мыслительной деятельностью, речью, памятью и осознанием положения тела в пространстве.

Нервная система человека включает ЦНС и вегетативную нервную систему (симпатическую и парасимпатическую, которые могут иметь разную степень активации у человека, обуславливая различие в физиологических и поведенческих процессах).

Некоторые люди в напряженных ситуациях невольно краснеют, у них на лице написаны их переживания, они потеют, могут растеряться (у них преобладает активность парасимпатической нервной системы, которая в нервных окончаниях выделяет ацетилхолин, в результате расширяются сосуды кожи, но уменьшается частота сердечных сокращений, глубина дыхания, т. е.

организм мобилизуется не столько для активных физических действий, сколько «расслабляется», охраняет, пытается «восстановить» ресурсы).

Другие люди в напряженных ситуациях бледнеют, они внешне более выдержанны, но более активно действуют, у них преобладает активность симпатической нервной системы, выделяется адреналин при стрессах, происходит усиление сердечных сокращений, учащение дыхания, повышение энергетической и кислородной обеспеченности организма, что мобилизует организм для активной физической деятельности (но интеллектуальная деятельность может быть несколько сумбурной, могут приниматься поспешные решения). Специализация мозговых полушарий достигает наивысшего развития у человека. Известно, что примерно у 90% людей доминирует левое полушарие мозга, в котором расположены центры речи. В зависимости от того, какое полушарие у человека лучше развито, более активно функционирует, появляются свои отличительные особенности психики человека, его способностей.

Асимметрия распределения энергетических и информационных функций, закрепленных за правым и левым полушарием головного мозга, носит не жестко врожденный структурный характер, а является приобретенным, функциональным.

У большинства людей наблюдается частичное преобладание активности левого полушария, которое берет на себя основные информационные и логические функции по обработке информации, и активно управляет прежде всего правой рукой человека, делая ее ведущей («правосторонняя цивилизация»). «Правши» составляют 80—90% современных людей.

Читайте также:  Что делать если постоянно болит голова

«Правши» характеризуются ведущей правой рукой (правая рука осуществляет тонкие манипуляции с мелкими предметами), ведущим правым глазом, повышенной активностью левого полушария, которое осуществляет аналитическую логическую, символическую обработку информации внешнего мира, поэтому «правши» склонны решать проблемы логическим путем, предпочитают точные факты, любят конструктивные и ясные предписания-задания, им легче сделать логический вывод, чем создать новую идею, достаточно адекватны и разговорчивы, скорее конформисты, учитывают чужое мнение, адекватно оптимистичны, предпочитают организации, имеющие ясную и четкую структуру.

«Левши» характеризуются ведущей левой рукой (ею легче писать, делать тонкие движения), ведущим левым глазом, повышенной активностью правого полушария, которое берет на себя информационные и эмоционально-образные функции, решают проблемы скорее интуитивным путем, чем логическим способом, создают новые идеи, проявляются творчески в разных сферах деятельности; эмоции, образы и предчувствия помогают им решать как жизненные, так и профессиональные проблемы; имеют более оригинальный и независимый стиль мышления и суждений, предпочитают работать в таких организациях, где поощряется инициатива, гибкость; задачи и профессии типа «человек — человек» им даются достаточно легко и приятно.

Люди со смешанным типом регуляции чаще всего являются бывшими левшами (врожденный генотип у них с правополушарной обработкой информации, а фенотип, приобретенный в процессе воспитания в «правосторонней цивилизации» делает их симметричными. Скрытая правополушарность (леворукость) может проявляться в экстремальных условиях, может давать им преимущество в спорте, боксе и т. п.

Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия полушарий мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-е гг, нашего века профессором психологии Калифорнийского технологического института Роджером Сперри (в 1981 г. за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия).

Функции левого полушария Функции правого полушария
хронологический порядок Текущее время
чтение карт, схем Конкретное пространство
запоминание имен, слов, символов запоминание образов, конкретных
речевая активность, чувствительность к смыслу восприятие эмоционального состояния
видение мира веселым, легким видение мира мрачным
детальное восприятие целостное, образное восприятие

Оказалось, что у «правшей» левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памятью, логическими рассуждениями.

Правое же полушарие обладает музыкальным слухом, легко воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах и структурах неизмеримо лучше левого, умеет опознать целое по части.

Значит, одну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается и функция, за которую оно отвечает.

Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Роджер Сперри обнаружил, что у больных с «расщепленным мозгом», особенно у молодых, речевые функции в зачаточной форме со временем совершенствуются. «Неграмотное» правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло.

Центры речи в левом полушарии развиваются главным образом не .от говорения, а от писания: упражнение в письме активизирует, тренирует левое полушарие.

Не случайно физиологи, установившие прямую связь между степенью асимметрии и умственными способностями, неодобрительно относятся теперь к существовавшей издавна прак- тике переучивания «левшей»: стопроцентных «правшей» из них все равно не выходит, а специализация полушарий может ослабнуть.

А ведь она — столбовая дорога эволюции мозга, и, в первую очередь, человеческого мозга: недаром у человека она выражена наиболее сильно.

Трудовые навыки, речь, мышление, память, внимание, воображение — все это стало развиваться так бурно и так продуктивно у человека благодаря пластичности его мозга и врожденной предрасположенности полушарий к разделению обязанностей.

Именно специализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специа-лизация полушарий как бы порождает в мозге двух собеседников и создает физиологическую основу для творчества.

Если на интеллектуальном уровне выключение правого полушария особенно не отражается, то эмоциональное состояние резко меняется и творятся чудеса.

Человека охватывает эйфория: он возбужден и словоохотлив, его реакции маниакальны. Но главное — словоохотливость.

Весь пассивный словарь человека становится активным, на каждый вопрос дается подробнейший ответ, изложенный в высшей степени литературно, сложными грамматическими конструкциями.

Вместе с ним лишается он и творческой жилки. Художник, скульптор, композитор, ученый — все они перестают творить.

Полная противоположность — отключение левого полушария, Творческие способности, не связанные с вербализацией (словесным описанием) форм, остаются.

Композитор продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик размышляет о своей физике. Но от хорошего настроения не остается и следа.

Во взоре тоска и печаль, в немногословных репликах — отчаяние и мрачный скепсис, мир представляется только в черном цвете.

Итак, подавление правого полушария сопровождается эйфорией, а подавление левого — глубокой депрессией. Сущность левого, таким образом, безоглядный оптимизм, сущность правого — «дух отрицания, дух сомнения».

Левое полушарие обладает огромным запасом энергии и жизнелюбия. Это счастливый дар, но сам по себе он непродуктивен. Тревожные опасения правого, очевидно, действуют отрезвляюще, возвращая мозгу не только творческие способности, но и саму возможность нормально работать.

Каждое полушарие вносит свой вклад: правое лепит образ, а левое подыскивает для него словесное выражение, что теряется при этом (вспомним тютчевское: «мысль изреченная есть ложь») и что приобретается, как происходит взаимодействие полушарий при обработке «правды природы» в «правду искусства» (Бальзак).

Источник: https://psyera.ru/psihika-i-osobennosti-stroeniya-mozga_7442.htm

Мозг и психика связь основных структур мозга с психическими процессами и состоянием человека

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал

Российской таможенной академии

______________________________________________

Кафедра психологии

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Психология»

на тему «Мозг и психика: связь основных структур мозга с психическими процессами и состоянием человека».

Выполнил: студент 5-го курса заочной формы обучения факультетатаможенного дела, группа 531-з

Е.А. Васильев

Проверил:

(инициалы, фамилия преподавателя)

(уч. степень, уч. звание)

Оценка

Подпись

«___» 2010 г.

Санкт-Петербург

2010

Оглавление

Введение 3

1. Структура мозга и психики человека 5

2. Основные психические процессы человека и их связь с мозгом ……..…8

Заключение…………………………………………………………………….16

Список используемой литературы……………………………………………17

Введение

Тема данного реферата «Мозг и психика: связь основных структур мозга с психическими процессами и состоянием человека» занимает важное место при изучении психологии личности в рамках дисциплины «Психология и педагогика».

Каждый человек в современном обществе должен обладать научным знанием о психике человека. Эти знания помогают в решении проблем, как в повседневной, личной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности.

Так же такие знания активно используются специалистами разных отраслей для решения, например, проблем рационального распределения функций между человеком и компьютером, проблем проектирования автоматизированных рабочих мест специалистов разных профилей, проблем разработки систем искусственного интеллекта, робототехники и других.

Проблемой является то, что проявления психики человека нельзя рассматривать только через изучение деятельности мозга. Тесная связь естественным образом существует, так как повреждения или физиологическая неполноценность мозга приводят к неполноценности психики.

Мозг это центральный отдел нервной системы позвоночных животных, образованный нервными и глиальными клетками и их отростками (http://ru.wikipedia.org/wiki/Мозг). Так же это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, его источником является внешний мир.

То есть, именно через взаимодействие человека с окружающей его материальной и духовной средой и происходит развитие, формирование, функционирование и проявление психического.

Поэтому в реферате будут рассмотрены: структура мозга и психики человека, основные психические процессы человека, связь структуры мозга с психическими состояниями, психические свойства человека.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих потребностей, совершает определенные поступки.

Психические процессы, состояния и свойства вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом.

Хотя все формы проявления психики исследуются отдельно, в действительности они связаны друг с другом и составляют единое целое.

  1. Структура мозга и психики человека

Головной мозг (лат. cerebrum, др.-греч. ἐγκέφαλος) — часть центральной нервной системы подавляющего большинства хордовых, её головной конец; у позвоночных находится внутри черепа.

В анатомической номенклатуре позвоночных, в том числе человека, мозг в целом чаще всего обозначается как encephalon — латинизированная форма греческого слова; изначально латинское cerebrum стало синонимом большого мозга (telencephalon)1.

Головной мозг состоит из большого числа нейронов, связанных между собой синаптическими связями. Взаимодействуя посредством этих связей, нейроны формируют сложные электрические импульсы, которые контролируют деятельность всего организма.

Важнейшими областями и деталями строения мозга, имеющими отношение к психике являются: левое и правое полушарие2.

Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных.

Сознание, разум человека развивались в процессе трудо­вой деятельности, которая возникла в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного чело­века.

И хотя видовые биологически-морфологические осо­бенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудо­вой деятельности.

Трудовая деятельность имеет продуктив­ный характер; труд, осуществляя процесс производства, за­печатлевается в своем продукте, т. е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

Психика человека сложна и многообразна по своим проявлениям. Выделяют три крупные группы психических явлений (см.Таблицу 1)3.

Таблица 1.Структура психики человека.

Психические процессы Психические состояния Психические свойства
ОщущенияВосприятиеВниманиеПамятьМышлениеРечьВоображение ЭмоциональныеПознавательныеВолевые ХарактерТемпераментСпособности Направленность

Психические процессы — динамическое отражение дей­ствительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс — это течение психического яв­ления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющи­еся в виде реакции.

При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом но­вого процесса. Отсюда непрерывность психической деятель­ности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воз­действиями, так и раздражениями нервной системы, иду­щими от внутренней среды организма. Психические процессы обеспечивают формирование зна­ний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Под психическим состоянием следует понимать опреде­лившийся в данное время относительно устойчивый уро­вень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные пси­хические состояния.

При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и про­дуктивно, при другом — трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологиче­ских факторов, хода работы, времени и словесных воздей­ствий.

Психические свойства личности – это высшие и устойчивые регуляторы психической деятельности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный ка­чественно-количественный уровень деятельности и поведе­ния, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно и является результатом отражательной и практи­ческой деятельности.

2.Основные психические процессы человека и их связь с мозгом

Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Ощущения – объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.

Как мы ощущаем? Для того, чтобы мы осознали какой-либо фактор или элемент действи­тельности, нужно, чтобы исходящая от него энергия (тепловая, химиче­ская, механическая, электрическая или электромагнитная) прежде все­го была достаточной, чтобы стать стимулом, то есть возбудить какой-либо из наших рецепторов.

Только тогда, когда в нервных окончаниях одного из наших органов чувств возникнут электрические импульсы, и сможет начаться процесс ощущения. Наиболее распространенная классификация ощущений – И.Шеррингтона4:

1) экстерорецептивные – возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела;

Читайте также:  Симпато адреналовый криз: симптомы и лечение

2) интерорецептивные – сигнализируют о том, что происходит в организме (голод, жажда, боль);

3) проприорецептивные – расположены в мышцах и сухожилиях.

Общую массу экстерорецептивных ощущений схема И. Шеррингтона позволяет разделить на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения за­нимают в этом случае промежуточное положение.

Наиболее древней является органическая чувствительность (чувство голо­да, жажды, насыщения, а также комплексы болевых и половых ощу­щений), затем появились контактные, прежде всего тактильная (ощущения давления, при­косновения) формы.

И самыми эволюционно молодыми следует считать слухо­вые; и особенно зрительные системы рецепторов.

Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств ин­формации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием («перцепция»).

К основным качествам восприятия относят следующие: 1) Вос­приятие зависит от прошлого опыта, от содержания психической дея­тельности человека. Эта особенность называется аперцепцией.

Когда мозг получает неполные, неоднозначные или противоречивые данные, он обычно интерпретирует их в соответствии с уже сложившейся сис­темой образов, знаний, индивидуально-психологических различий (по потребностям, склонностям, мотивам, эмоциональным состояниям).

Люди, обитающие в круглых жилищах (алеуты), с трудом ориентируются в наших домах с обилием вертикальных и горизонтальных прямых линий. Фактор аперцепции объясняет значительные различия при восприятии одних и тех же явлений различными людьми или одним и тем же человеком в разных условиях и в разное время.

2) За сложившимися образами предметов воспри­ятие сохраняет их размеры и цвет независимо от того, с какого расстоя­ния мы на них смотрим и под каким углом видим. (Белая рубашка остается для нас белой и на ярком свету ив тени. Но если бы мы видели только не­большой ее кусок через отверстие, она показалась бы нам в тени скорее серой). Эта особенность восприятия называется константностью.

3)Человек воспринимает мир в форме отдельных предметов, независимо от него существующих, противостоящих ему, то есть восприятие носит предметный характер.

4)Восприятие как бы «достраивает» образы воспринимаемых им предметов, дополняя данные ощущений необходимыми элементами. В этом заключается целостность восприятия.

5)Восприятие не сводится только к образованию новых образов, человек способен осознавать процессы «своего» восприятия, что позво­ляет говорить об осмысленно-обобщенном характере восприятия.

Источник: http://works.doklad.ru/view/H_B8hnYUapM.html

Мозг и психика. Виды психических процессов

Любые действия человека — и умственные, и двигательные — опосредованные деятельностью его психики.

Функции психики

Психика выполняет три главные функции: отображает действительность, сохраняет целостность организма и регулирует поведение. Эти функции тесно связаны между собой.

Так, чтобы не попасть в аварию, переходя улицу на перекрестке, вы в первую очередь сосредоточены на том, что происходит на дороге, — ваше восприятие обостряется.

Память невольно подсказывает вам правила дорожного движения, а мышление позволяет сравнить с ними ситуацию на перекрестке и принять решение о дальнейших действиях. Эмоции сигнализируют, или чувствуете вы в безопасности при переходе.

Функции психики

Зоны мозга и психические процессы

Все названные выше психические процессы имеют свое представительство в коре головного мозга. Связь его участков с определенными психическими функциями ученые исследуют, наблюдая за людьми с различными травмами мозга, изучая его работу методами электроэнцефалографии, томографии и т.д..

На багаж знаний читайте похожие рефераты по теме:

Известно, что за зрительные ощущения и восприятия соответствуют затылочные участки коры головного мозга. Слуховые ощущения возникают и объединяются в образы слухового восприятия в височных отделах коры. В теменной области коры возникают отдельные тактильные ощущения и формируются целостные образы прикосновения.

Наряду с этой зоной расположена двигательная кора — это участки мозга, которые обеспечивают произвольные движения. Левое полушарие содержит участки, отвечающие за восприятие звуков речи и за артикуляцию (движения, благодаря которым эти звуки произносятся). Совместная работа этих центров обеспечивает человеческую речь.

В осуществлении психических функций принимают участие и другие отделы головного мозга. Так, гиппокамп отвечает за память, а гипоталамус, ретикулярная формация и лимбическая система мозга — при необходимости и мотивации человека.

Однако роль дирижера психики играет именно кора головного мозга, прежде всего ее лобные доли, которые обеспечивают мышление, планирование и контроль нашего поведения.

Если специализированные участки мозга повреждаются, нарушаются соответствующие психические процессы — речь, слуховое или зрительное восприятие, память и т.д..

Однако мозг человека обладает удивительной качество, которое называют пластичностью: выполнение функций поврежденных участков мозга могут частично брать на себя другие его участки. Например, слепые люди ориентируются в пространстве с помощью слуховых и тактильных ощущений — развитие этих анализаторов позволяет им в некоторой степени компенсировать потерю зрения

Элементы человеческой психики

Виды психических процессов

Психика человека напоминает хорошо сыгранный ансамбль, в котором каждый психический процесс выполняет свою партию. Различают три группы психических процессов. К первой относятся познавательные процессы, с помощью которых человек получает знания и, о мире и самом себе.

Ощущение поставляют нам элементарную информацию, а восприятие связывает ее в целостные образы окружающей среды, людей, х нас окружают т.п..

Мышление позволяет выявлять связи между и объектами, анализировать их, находить способы решения жизнеспособность и вых проблем, формировать соответствующие планы поведения.

Вторая группа — это универсальные процессы, которые все время сопровождают любую деятельность человека. Память удерживает прошлый опыт, внимание помогает сосредоточиться на текущей ситуации, воображение дает возможность прогнозировать будущее. Уже тот факт, что вы прочитали более половины пункта, является проявлением работы не только вашего восприятия, но и памяти и внимания.

К третьей группе относятся регуляторные процессы — они вызывают изменения поведения человека. Потребности и мотивации побуждают в нас к действиям, эмоции отражают значимость для нас событий или явлений. Воля организует наше поведение, заставляет сосредоточиться и действовать, в случае необходимости преодолевая препятствия.

Изучение и понимание закономерностей психических процессов человека позволяет эффективно лечить психические нарушения, как, например, расстройства речи или памяти. Знание свойств восприятия предоставляют возможность правильно конструировать механизмы и приборы, разрабатывать комфортные условия работы и быта.

Благодаря пониманию закономерностей развития психики мы можем выбирать эффективные способы обучения и воспитания. Понимание потребностей и мотивов людей помогает прогнозировать социальное взаимодействие.

Такая информация используется во многих сферах жизни: в повседневных контактах с людьми, в медицине, менеджменте, рекламе и политике.

Источник: http://bagazhznaniy.ru/obrazovanie/mozg-i-psihika

Мозг и психика – Общая психология Библиотека русских учебников

ГлавнаяПсихологияОбщая психологияПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Психика является свойством мозга отражать окружающей среды и регулировать поведение и деятельность человека

Органом психики является мозг. Мозг работает рефлекторно. Рефлекс (от лат reflexus – отражение) – это ответ живого организма на то или иное воздействие, которое осуществляется через нервную систему, центральным органом которой является головной мозг. Отвечая на внешние воздействия, организм приспосабливается к внешнему миру

Понятие о рефлексе как закономерный ответ организма на внешнее воздействие было сформулировано еще в XVII в. Р.

Декартом, однако впервые положение о том, что все акты психической жизни по своей структуре и динамикой являются рефлекторными, выдвинул. И. М. Сеченов (1829-1905).

В работе”Рефлексы головного мозга”(1863) он назвал психические процессы”средним звеном”рефлекторного акт” рефлекторного акту.

Рефлекторная теория. И. М. Сеченова была значительным шагом в развитии психологии, поскольку она обосновала происхождение всех психических явлений, их детерминацию внешним миром и связь с действиями человека

Идеи. И. М. Сеченова о рефлекторной деятельности мозга развил и экспериментально обосновал. ИП. Павлов (1849-1936). Он раскрыл ряд закономерностей регулирования мозгом взаимодействия животных и человека с окруж лишним миром.

Например, такая закономерностьість, как сиг-горючий характер психического отражения означает, что любая живая система отбирает только значимые для нее внешние воздействия. Даже у животных отражение всегда является биологическим анализом – выделением существенных элементов информации, своеобразным код.

Дуванная раздражителей (коты мало реагируют на чистые тона, но легко замечают едва ощутимое пошкрябування). Все это значительно усложняется и совершенствуется в отображающей деятельности человека, поскольку вы бирковисть человеческого отражения чрезвычайно высокая. Сферу значимых воздействий определяют доминантные потребности человека.

Сущность сигнала-раздражителя заключается не в его физико-химическим свойствам, а в том, щ в его обусловило, для чего он нужен (красный цвет семафора мы воспринимаем не как физическое явление определенного свойства, а как сигнальный раздражитель, который предупреждает об угрозе и вызывает определенные действия в отв. Овидий).

Одна и ту же информацию можно передавать разными по своим свойствам сигналами, одновременно один и тот же раздражитель может иметь разное сигнальное значениечення.

Результаты осуществленных действий отражает мозг, затем происходит коррекция обратных действий согласно достигнутого эффекта. Этот процесс получил название обратной связи.

Обратная связь является необходимым для любой саморегулирующейся системы, каковой и является живой организм. Этот универсальный особенность психической деятельности доказали. ПК. Анохин и. БА. Бернштейн.

Они открыли, что в кор ре головного мозга является аппарат оценивания – акцептор действия, принимает обратную информацию и сравнивает ее с первичной целью воздействия. Результатом этого сравнения может быть новая, точнее действие. Так происходитвається саморегуляция.

Мозг при этом выполняет функции восприятия и выделения сигналов, переработки их в корректирующие сигналы и регулирование с помощью этих сигналов-действий и состояний организма

Связь психики с мозгом прослеживается разнопланово.

Психическое отражение в животном мире осуществляется на разных уровнях в зависимости от структурной организации мозга, его анатомического строения и функцион нальной деятельности.

Зависимость уровня отражения от созревания мозга можно наблюдать в онтогенезе. Анатомическая недоразвитость мозга у человека или нарушение его функциональной деятельности также сопро воджуються расстройством психикиіки.

Учение о мозге и его психические функции имеет длительную историю, в которой можно выделить две тенденции: первая связана с изучением локализации психических функций в соответствии с анатомических зон коры головног го мозга, вторая рассматривает мозг и его работу как единое цил.

Мозг человека – чрезвычайно сложная система, которая работает как дифференцированное целое. Функции различных его отделов связанные с тонкой, микроскопической строением, так называемой цитоархитекноникою

Головной мозг состоит из двух частей – правой и левого полушарий, включающие кору головного мозга. Кора головного мозга – верхний слой полушарий – это прежде всего нервные клетки. Они называются нейро онами, или невронамми.

данным исследователей, мозг состоит из 100 миллиардов нейронов – индивидуальных нервных клеток.

Каждая такая клетка головного мозга связана с примерно 15000 других нейронов и создает свои оеридну сеть, которая объединяет и сохраняет большое количество информации. По мнению американского психолога. Д.

Куна и других ученых, в головном мозге может быть больше”тропинок”, которые связывают нейроны, чем а томов в целом. Вселенной. Образно говоря, в мозгу весом 1,4-2,2 кг помещается весь свиться весь світ.

Нейроны объединены в крупные сети и является основой для функционирования всех психических явлений: процессов, состояний, интеллекта и сознания

Каждый нейрон уникален по форме и размеру и состоит из волокон, принимающих входные сигналы, основного тела, которое принимает сигнал (информацию) и передает нервные импульсы по волокну, и волокон, которые выносят сигнал из тела нервной клетки.

Связь этих волокон обеспечивает передачу сигналов между нейронами. Каждый нейрон подобен микроскопической биологической батарейки, благодаря которой в нервной клетке и вокруг нее живут электрически заряд. Дженни молекулы, которые называют ионами. Нейроны имеют либо положительный, либо отрицательный электрический заряд и могут находиться в состоянии покоя, возбуждения или потенциала диії.

Нервные импульсы имеют не только электрическую, но и химическую природу. Последняя связана с функционированием синапсов. Синапс – это микроскопический пространство между двумя нейронами, через которые передаются сигналы. Функ кционування головного мозга исследовали. ИМ. Сеченов,. ИП. Павлов,. ГС.

Костюк и др. их взгляды имели прогрессивное значение для развития не только физиологии, но и психологии. Сейчас эти проблемы изучают в ин титут физиологии. Академии наук Украины, в. Петербургском институте. Мозга. Российской. Академии наук, в аналогичных институтах западной. Европы и. СШвропи і. США.

Читайте также:  Функции левого и правого полушария головного мозга человека

Доказано, что тот или иной вид психической деятельности связан с определенными центрами коры головного мозга. Это так называемый”принцип структурности”(за I. П. Павловым) работы мозга.

Однако под”центром”следует розу уметь не просто определенный участок коры головного мозга, а сложные взаимодействия многих мозговых отделов, которые могут более или менее легко заменять друг друга. Это так называемаядин одного.. Це так звана динамическая локализация функций.

Так в лобных долях осуществляется программирование и регулирование движений, действий, их сравнение, оценка результатов. Задняя кора принимает и перерабатывает информацию. Передняя – производит инструкции. Сеть нервных клеток, заполняет”желудочки”мозга, называюту, називають ретикулярной формацией.

Она является как бы энергетической системой мозга, поддерживает общий тонус коры и внимание организма. Мозг чрезвычайно пластичной системой: одни участки могут брать на себя функции других (это прослеживается у случаях восстановление психических функций при инсультах).

Открытая такова общая закономерность: чем орган важен для животного или человека, тем больше места занимает в коре головного мозга его представительство

Однако у человека центры, которые имеют узко специализированное представительство, занимают незначительные участки коры головного мозга, большая часть которых относится к ассоциативной зоны, объединяющей работу мозга в единое целое.

Мо озок действует как единая функциональная система, каждый элемент которой участвует в целостном процессе специфическим образом.

Для сложных психических функций, таких как мышление, творческое воображение, воля, не существует специальных центров, они осуществляются как сложно организованная и саморегулирующейся системы.

Психическая деятельность связана с нейродинамических процессами в их сложной социально-исторической обусловленности целом цил исна деятельность мозга остается”черным ящиком”Мы знаем, что в нее входит и выходит, а что происходит в мозгу во многом остается неизвестным. Нейрофизиологические основы высших психических ф. УНКЦ сознания и самосознания остается делом майбутньогавою майбутнього.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/zagalna_psihologiya_-_skripchenko_ov/mozok_psihika-1.htm

Мозг и психика – шпаргалки для сдачи экзамена

Материальной основой психики является нервная система.

Нервная системачеловека важнейшая система, регулирующая все процессы в организме и обеспечивающая его оптимальное взаимодействие с окружающим миром. Нервная система состоит из нервных клеток – нейронов.

 Человеческий мозг насчитывает 10  видов связанных между собой и взаимодействующих нейронов. В нейроне выделяют тело, отростки и окончания.

В составе рефлекторной дуги по своей функциональной значимости различают три вида нейронов:

афферентные – способные воспринимать раздражения из внешней и внутренней среды и передавать в мозг;

центральные – обрабатывающие сигнал от афферентных нейронов и передающие его эфферентным нейронам;

эфферентные – передающих сигнал от центральных нейронов на рабочий орган.

Нервную систему подразделяют на центральную и периферическую. Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга.

Периферическая включает в себя все нервные структуры, расположенные за пределами головного и спинного мозга. Головной мозг является высшим отделом центральной нервной системы. В нем выделяют мозговой ствол, большой мозг и мозжечок.

Большой мозг представлен двумя полушариями – правым и левым, которые связываются друг с другом мозолистым телом.

Наружная часть большого мозга покрыта плащом, который в физиологии обозначается как кора больших полушарий. Кора составляет важнейшую часть головного мозга, являясь материальной основой высшей нервной деятельности, главным регулятором всех жизненных функций организма. Она делится на доли:   лобную, теменную, затылочную и височную.

Высшая нервная деятельность характеризуется различным соотношением двух основных процессов: возбуждения и торможения.

Возбуждение – это функциональная активность нервных клеток и  центров коры головного мозга.

Торможение – это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.

Нервные процессы возбуждения и торможения характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью.

    Вся поверхность полушарий может быть разделена на несколько больших областей, имеющих неодинаковое функциональное значение.

Так анализ и синтез зрительных раздражений происходит в затылочной области коры, слуховых – в височной, осязательных – в теменной и т.п. В психической жизни человека особая роль принадлежит лобным долям.

Многочисленные клинические данные показывают, что поражение лобных долей мозга, наряду со снижением умственных способностей, влечет за собой ряд нарушений в личностной сфере человека.

Рис. 7. Карта моторной зоны коры больших полушарий мозга.

Каждый орган имеет в мозгу свое представительство.

Значительную часть коры больших полушарий человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, особенно ее большого пальца, который у человека противопоставлен всем остальным пальцам, а также клетки, связанные с функциями мышц органов речи – губ и  языка (Рис. 7). Таким образом, в коре больших полушарий человека наиболее широко представлены те органы движений, которым принадлежит основная функция в деятельности и общении.

Современные представления о механизмах работы головного мозга, обеспечивающих высшие психические функции человека, базируются на концепции А.Р.Лурия, согласно которой  психика обеспечивается согласованной работой трех функциональных блоков (Рис.

8): регуляции тонуса и бодрствования (1); приема, переработки и хранения поступающей из внешнего мира информации (2); программирования и контроля психической деятельности (3).

Все эти блоки принимают участие в психической деятельности человека и в регуляции его поведения; однако тот вклад, который вносит каждый из этих блоков в поведение человека, глубоко различен, и поражения, нарушающие работу каждого из этих блоков, приводят к совершенно неодинаковым нарушениям психической деятельности.

1. Блок регуляции тонуса и бодрствования

 

3. Блок программирования, контроля и психической деятельности

 

2. Блок приема, переработки и хранения информации

 

Рис. 8. Структурно-функциональная модель интегративной работы мозга, предложенная А.Р.Лурия

 

Если болезненный процесс (опухоль или кровоизлияние) выведет из нормальной работы первый блок — образования верхних отделов ствола мозга, то у больного не возникает нарушения ни зрительного, ни слухового восприятия или каких-либо других дефектов чувствительной сферы; его движения, речь остаются сохранными, он по-прежнему продолжает владеть всеми знаниями, которые получил в прежнем опыте. Однако заболевание приводит в этом случае к снижению тонуса коры головного мозга, что проявляется в очень своеобразной картине нарушения: внимание больного становится неустойчивым, он проявляет патологически повышенную истощаемость, быстро впадает в сон. Его эмоциональная жизнь изменяется — он может стать либо безразличным, либо патологически встревоженным; страдает способность запоминать; нарушается организованное течение мыслей.

Нарушение работы второго блока проявляется совсем в иных чертах.

Больной, у которого ранение, кровоизлияние или опухоль привели к частичному разрушению теменных, височных или затылочных отделов коры, не испытывает никаких явлений нарушения общего психического тонуса или эмоций; его сознание полностью сохраняется, его внимание продолжает концентрироваться с той же легкостью, как и раньше; однако нормальный приток поступающей информации и нормальная ее переработка и хранение могут глубоко нарушаться. Если поражение ограничено теменными отделами коры, у больного наступает нарушение кожной или кинестетической чувствительности: он затрудняется узнать на ощупь предмет, нарушается нормальное ощущение положений тела и рук, а поэтому теряется четкость движений. Если поражение ограничивается пределами височной доли мозга, может существенно пострадать слух. Если нарушение располагается в пределах затылочной области, страдает процесс получения и переработки зрительной информации, в то время как осязательная и слуховая информации продолжают восприниматься без всяких изменений.

Нарушения, возникающие при поражении третьего блока (в состав которого входят все отделы больших полушарий, расположенные впереди от передней центральной извилины) не вызывают ни нарушений бодрствования, ни дефектов приема информации; у такого больного может сохраниться и речь.

Существенные нарушения проявляются в этих случаях в сфере движений, действий и деятельности больного.

Если такое поражение расположено в передней центральной извилине, у больного могут нарушаться произвольные движения рук или ног; если оно располагается в отделах коры, примыкающих к центральной извилине, мышечная сила в конечностях сохраняется, но движения теряют свою плавность, двигательные навыки распадаются.

Наконец, если поражение выводит из работы лобную область коры, протекание движений может оставаться относительно сохранным, но действия человека перестают подчиняться заданной цели, сознательное поведение, направленное на выполнение определенной задачи заменяется бессмысленными повторениями движений. При поражении лобных долей мозга больной перестает критически относиться к результатам своих действий и контролировать свою деятельность.

Физиологической основой психических процессов является сложная деятельность различных отделов головного мозга.

Таблица 7

Физиологические механизмы психических процессов

Психические процессы

Физиологическая основа

Ощущения

Сложная деятельность органов чувств (анализаторов).

Восприятие

Согласованная деятельность системы анализаторов + центры речи в коре мозга.

Внимание

Доминанта – возбужденный участок коры головного мозга (очаг, господствующий

(доминирующий) над остальными участками коры, в результате чего осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.

Память

Ассоциации – следы бывших ранее нервных процессов, сохраняющихся в коре мозга в результате пластичности нервной системы.

Воображение

Остаточные ассоциации (нервные связи), которые в результате сложной нервной деятельности образуют новые сочетания, ранее не воспринимавшиеся,  составляющие базу образов воображения.

Мышление

Объединение нейронов мозга, отвечающих за конкретные мыслительные операции, в системы – нейронные коды.

Речь

Вторая сигнальная система – анализ и синтез речи.

Образование временных условных связей между центрами речи вызываются специфическим раздражителем – словом – в 4 формах: видимое (чтение – зрительный центр речи в затылочной доле), слышимое (понимание – слуховой центр речи Вернике в левой височной извилине), произносимое (произношение – двигательный центр речи Брока в верхней лобной извилине), записываемое (письмо – центр в средней лобной извилине).

Эмоции

Возбуждение  подкорковых центров и вегетативной (симпатичекой) нервной системы (изменяются кровообращение, дыхание, пищеварение, функции ВНД).

Чувства

Возбуждение лобных долей (которое тормозит подкоркрвые центры, тем самым регулируя проявление эмоций) + 2 сигнальная система – слово (это сигнал для возникновения эмоций; основа для формирования высших чувств).

Воля

Процессы в лобных долях – сравнение результата с целью  (поражение лобных долей вызывает абулию). Если результат не совпадает с целью – в коре возникает очаг оптимальной возбудимости, который помогает достичь цель.

Особое значение для психики имеют некоторые особенности человеческого организма:

возраст – существует большая разница в психике, например, младенца, юноши и старика;

пол – строение мозга у мужчин и женщин различно: девочки, например, превосходят мальчиков в вербальных способностях, мальчики – в математических и визуально-пространственных; более высокие показатели памяти, интуиции, анализа, тонкая моторика рук – у женщин, т.к. левое полушарие мозга более активно, чем у мужчин; у мужчин – правое, отвечающее за творческие художественные способности, ориентировку в пространстве, координацию и т.п.;

морфологические особенности организма (тип телосложения) – по теории Э.Кречмера  и У.Шелдона, существует связь между строением тела человека и его характером и темпераментом;

генетические аномалии – наследственные психические аномалии влияют на развитие психики, например, болезнь Дауна;

уровень гормональной активности – например, повышенный уровень гормона щитовидной железы приводит к формированию «желчного» характера.

Источник: https://students-library.com/library/read/61039-mozg-i-psihika

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector