Причины и диагностика нарушения зрения у детей и взрослых

Зрение у детей: норма и причины нарушений, лечение заболеваний

Хорошее зрение у детей – важный критерий для их развития и нормальной социальной адаптации. Однако в силу таких обстоятельств, как наследственность, хронические заболевания глаз, жизненно важных органов, у многих детей в дошкольном возрасте формируется плохое зрение. Следствием этого бывают проблемы с обучением и социальной адаптацией.

Воспитание и обучение такого ребенка имеют свои особенности. Развитие его бывает медленнее, чем сверстников. Регулярное обследование в дошкольном возрасте, позволяет выявить плохое зрение как можно раньше. В большинстве случаев его можно скорректировать с помощью очков.

Какое зрение у детей считается нормальным

Согласно медицинской статистике, маленькие дети обладают более слабым зрением, по сравнению с взрослыми людьми.

  1. В первые шесть месяцев жизни зрение у детей несколько дальнозоркое. Он способен видеть большие предметы, которые находятся на небольшом удалении.
  2. В полтора – три года нормальным зрением у детей считается в пределах 0,6-0,8. Зрачок может уже фокусироваться на предметах.
  3. В период с трех и до пяти лет зрение у детей становится почти как у взрослых людей. Его норма составляет от 0,8 до 0,9. Однако следует учесть, что у детей в дошкольном возрасте глазные мышцы развиты слабее, поэтому могут проявиться наследственные заболевания. Например, близорукость.
  4. Норма у 5-7 летних детей практически соответствует показателям взрослых от 0,9 до 1. Ребенок в этом возрасте уже может начинать учиться читать и писать. Однако полностью формируется зрение к 12 годам жизни, когда сформируется глаз.

Почему у детей возникают проблемы со зрением?

Как и многие заболевания, отклонения в развитии органов зрения связаны с наследственной предрасположенностью. Если у родителей наблюдается миопия, то есть вероятность, что она обнаружится и у ребенка уже в раннем возрасте. Своевременная проверка позволяет выявить отклонения в работе органов зрения у детей, которые можно корректировать.

Дети с нарушением зрения могут иметь следующие патологии.

  1. Врожденные. Они закладываются еще в период вынашивания ребенка.
  2. Приобретенные. Данные нарушения могут развиваться на фоне очень быстрого роста глаз.

Проверка часто выявляет нарушения работы органов зрения у детей раннего возраста, у которых имеются следующие проблемы.

  • Заболевания сердца и сосудов.
  • Нервной системы.
  • Тяжелые инфекционные болезни, и прочие патологии.

Возможные отклонения зрения у детей

Чаще всего у детей в раннем возрасте определяются следующие особенности развития зрения, требующие лечения.

  1. Близорукость. Она бывает истинной или ложной. Как правило, таким детям выписывают очки.
  2. Дальнозоркость.
  3. Косоглазие.
  4. Астигматизм.
  5. Амблиопия.

Эти заболевания бывают приобретенные или врожденные.

Диагностика нарушения зрения у детей

Очень важно своевременно выявить нарушения у ребенка. Если у взрослых членов семьи имеется близорукость или дальнозоркость, то это повод для того чтобы насторожиться и понаблюдать за ребенком. Регулярная проверка у врача позволит вовремя выявить отклонения. При необходимости врач выпишет очки. Помогут ребенку и занятия у педагогов, имеющих специальное образование.

Работа врача заключается в использовании при обследование ребенка специальных тестами, таблиц, а также приборов.

Таблица Сивцева используется достаточно часто. Она представляет собой всем известную таблицу с буквами разного размера. В ней 12 строк. Символы постепенно уменьшаются в направление сверху вниз.

В том случае, если ребенок различает 10-ю строку, то зрение считается в пределах нормы. Если нет, то врач определяет показатели отклонения.

На основании показателей таблицы будут рекомендованы очки с определенными параметрами.

Поскольку маленькие дети чаще всего не умеют читать, при осмотре офтальмолог пользуется таблицей Орловой. Данная таблица очень похожа на таблицу Сивцева, только вместо букв там изображены картинки. Острота зрения ребенка определяется по таблице аналогично первому варианту.

Однако таблица не единственный инструмент офтальмолога, который подбирает очки. Кстати, метод определения остроты зрения, при котором используется таблица, называется визометрия. Помимо этого применяются и другие методы исследования.

Нередко нарушения работы зрения у детей бывают связаны с внутриглазным давлением. Для этого применяется тонометрия. Чаще всего для этого используются электронные приборы.

Особенности воспитания детей с плохим зрением

Безусловно, плохое зрение у ребенка требует учитывать особенности при подходе к его обучению и воспитанию. Важно правильно организовать занятия с ним. И здесь основная работа по его адаптации и воспитанию должна выполняться именно родителями. С ребенком необходимо общаться, проводить занятия создать атмосферу в доме, чтобы он чувствовал себя полноценным членом семьи.

Стоит учесть, что у детей с плохим зрением нередко возникают проблемы и с речью, а, следовательно, и с обучением. Отсутствие четкого зрительного восприятия не позволяет им связать картинку со словами. Поэтому здесь будет полезна и помощь в воспитании логопеда.

Работа с малышом и занятия у грамотного специалиста поможет и ребенку и родителям. Более того логопед подберет программу развития и составит план занятий именно с учетом особенностей ребенка.

В программу занятий и обучения обязательно должны входить упражнения, позволяющие развивать и память и речь.

Не менее важна работа и занятия по развитию навыков, которые позволят научиться ребенку ориентироваться в помещении или на улице. Для большинства детей с плохим зрением эта задача не из легких. Будут полезны занятия, направленные на улучшение зрения, на развитие координации движений.

По мере взросление детей, у которых наблюдаются нарушения работы органов зрения, появляются проблемы психологического характера. Помимо этого могут быть проблемы с обучением и развитием. Чаще всего таких детей определяют в отдельные группы, где ими занимаются не только педагоги, но и врачи.

Заметить проблемы у такого ребенка совсем несложно.

  1. Во время занятий может наблюдаться плохая координация. Такие дети мало играют в подвижные игры, и поэтому выявляются проблемы развития;
  2. При общении с взрослыми или сверстниками зрительный контакт или очень ограничен, или отсутствует совсем;
  3. Помимо этого у ребенка с нарушением зрения могут быть и проблемы с развитием речи. В частности часто наблюдается задержка речевого развития.

Корректировка нарушения зрения у детей

Как уже было сказано выше, большинство нарушений зрения у детей можно корректировать в раннем возрасте. В зависимости от выявленного нарушения врач подбирает тактику и очки для лечения.

Нередко у ребенка выявляется амблиопия, которая также считается дефектом зрения. Это отклонение, когда головной мозг не воспринимает зрительные образы от обоих глаз. В таком случае у ребенка отсутствует бинокулярное зрение.

Зачастую данный дефект очень долго остается не выявленным. То есть у ребенка один глаз видит хорошо, а второй плохо. Постепенно развивается косоглазие.

Для того чтобы предупредить появление косоглазия амблиопию нужно корректировать.

Причем лечение требуется уже в самом раннем возрасте, пока ребенок мал. Если ситуацию запустить, то ребенок может ослепнуть на один глаз. Для того чтобы восстановить нормальное бинокулярное зрение, нужно проводить занятия для восстановления работы глаза. В таком случае закрывают один глаз на несколько часов. Это позволяет тренировать больной глаз. Нередко выписывают специальные очки.

В каких случаях выписывают очки для детей

У некоторых детей проверка выявляет дальнозоркость, астигматизм врожденного типа. Особенно часто это бывает у детей, родители которых в детстве имели проблемы со зрением. В такой ситуации требуется серьезная работа с ребенком. Для этого нужно регулярно ходить с ребенком к офтальмологу, а также проводить с ним занятия.

Как правило, некоторые нарушения зрения у детей исчезают самостоятельно. Однако если этого не происходит, то необходимо начинать лечение. Чаще всего для лечения зрения врачи выписывают очки.

Подбирать очки также должен врач. Если ребенок маленький, то лучше приобрести очки с пластиковыми линзами.

В таком случае существует минимальный риск того, что ребенок получит травму, если очки разобьются.

Экономить на очках не стоит. Приобретать малышу контактные линзы также не нужно. Они подойдут для детей старшего возраста. В большинстве случаев врачи стараются воздержаться от какого-либо лечения на глазах, поскольку зрительный орган еще не полностью сформирован. В большинстве случаев скорректировать зрение помогут очки.

Как помочь ребенку с нарушением зрения

Если наблюдается незначительное нарушение остроты зрения, то лучше начать лечение до того, как ребенок начнет посещать детский сад. В таком случае есть шанс, что в школу ребенок пойдет уже с хорошим зрением. Это позволит облегчить обучение.

Если у ребенка наблюдаются отклонения в работе зрительного органа средней степени тяжести, то помимо физического дискомфорта может развиться комплекс неполноценности.

В этом случае ему необходима помощь родителей для нормального развития и обучения.

В том случае, если ребенок ходит в обычную группу детского сада, то будет разумным привлечь к такой ситуации и воспитателей, которые будут проводить занятия с ребенком.

Для занятий и лечения таких детей существуют специальные программы обучения. Они несколько отличаются от стандартных. Однако, несмотря на эффективность обучения и занятия, которые помогают адаптировать ребенка с нарушением зрения к обучению в школе, основная роль отводится в развитии ребенка именно родителям. У таких детей хорошо развиты тактильные ощущения и слух.

Очень важно разговаривать с ними и заниматься развитием речи. В качестве помощников для занятия здесь выступают книги. После прочтения сказки рекомендуется предложить пересказать ее. Можно описывать ребенку житейские ситуации, и обсуждать их вместе. Если наблюдаются проблемы со зрением у ребенка, то следует особенно тщательно выбирать детский сад и школу. Заниматься им очень важно!

При серьезной патологии наиболее разумно будет отдать малыша в специализированную школу. В таких заведениях работают специалисты с профильным образованием. Кроме того программа обучения будет адаптирована именно под такого ребенка.

Советы и рекомендации

Источник: http://MoeOko.ru/stroenie/zrenie-u-detej.html

Диагностика нарушения зрения

Исследование органа зрения начинается в буквальном смысле с первого взгляда на пациента. О нарушении зрительной функции могут говорить уже такие детали, как походка (неуверенная или спотыкающаяся), положение тела (опущенная вниз или запрокинутая назад голова, протянутые вперед руки), зажмуренные глаза и многое другое.

Диагностику нарушения зрения врач начинает с выяснения жалоб больного. Иногда бывает достаточно озвучивания особых, характерных симптомов для постановки предварительного диагноза. Для более точного определения заболевания дополнительно требуются специальные исследования.

Методы исследования глаза при нарушении зрения

В современной офтальмологии в диагностических целях применяются:

  • наружный осмотр; 
  • исследование методом бокового освещения;
  • метод обследования проходящим светом;
  • офтальмоскопия;
  • авторефрактометрия;
  • биомикроскопия;
  • гониоскопия;
  • эхоофтальмография;
  • флюоресцентная ангиография сетчатки и другое.

В результате диагностики могут быть рекомендованы оптические средства (очки, линзы, электронные видеоувеличители и др.) или назначено лечение.

Особенности диагностики нарушения зрения у детей

Осмотр органа зрения у детей также начинается с визуальной оценки состояния глаз.

  • Для офтальмологического обследования ребенка до трех лет необходим помощник. 
  • Чтобы обеспечить максимальную точность исследования, требуется фиксировать голову, ножки и ручки ребенка в определенном положении. 
  • Методы диагностики нарушения зрения у детей те же самые, что и у взрослых. Дополнительно могут использоваться вспомогательные инструменты, например, такие как векоподъемник.
  • Для определения остроты зрения применяются специальные детские таблицы с изображением предметов и животных. 
  • Периметрия (определение полей зрения) у детей выполняется с 3-4 лет в форме игры, в качестве указателей можно использовать разноцветные игрушки. 
  • При необходимости инструментального осмотра переднего отдела глаза, врач использует специальные обезболивающие капли (дикаин, иннокаин, ультракаин).
  • С целью осмотра глазного дна применяются капли, расширяющие зрачок. В настоящее время офтальмологи используют безопасные лекарственные препараты, расширяющие зрачок на непродолжительное время: через 2-3 часа зрачок принимает обычный вид.
  • Изучение задней камеры глаза происходит с применением электрического офтальмоскопа.
  • Измерение внутриглазного давления у детей, особенно у маленьких или беспокойных выполняется только по показаниям и с использованием наркоза.
  • В большинстве случаев ребенок в кабинете окулиста находится на коленях матери в зафиксированном положении, грудных детей можно запеленать.

Диагностику у детей с нарушением зрения должен проводить детский офтальмолог со специальной подготовкой. При этом следует учитывать особенности нервной системы ребенка, его неспособность долго концентрировать взгляд на определенном предмете, повышенную подвижность и возбудимость.

Кроме этого, изменения зрительных функций у детей бывают связаны с психоэмоциональным состоянием, усталостью и общим недомоганием.

Поэтому, во избежание ошибок и постановки неверного диагноза, очень важно, чтобы ребенок на момент осмотра был сравнительно спокойным, сытым, отдохнувшим и в хорошем настроении.

Источник: https://e-lupa.ru/articles/diagnostika-narusheniya-zreniya/

Профилактика нарушения зрения. Причины нарушения зрения :

С помощью зрения, которое является для человека одним из чувств восприятия, происходит получение информации о предметах, их внешних свойствах и расположении в окружающем пространстве. Это жизненно необходимо для каждого из нас. Однако хорошее зрение особенно важно для маленького человека. Ведь развитие детей с нарушением зрения не может быть полноценным.

Причины патологии

Нарушения в функционировании системы зрения могут быть:

Читайте также:  Эссенциальная артериальная гипертензия первичная: лечение

– наследственными;

– врожденными;

– приобретенными.

Однако такая классификация является весьма условной. Ту или иную патологию нередко можно отнести сразу к трем видам. К примеру, миопия (близорукость) нередко передается от родителей по наследству. Однако возникнуть она может и в период внутриутробного развития, а также во время ускоренного роста глазного яблока.

Причины нарушения зрения иногда кроются в различных заболеваниях. Это патологии сердца и сосудов, ЛОР-органов и почек, легких и центральной нервной системы.

Различные виды нарушения зрения возникают при сбоях в эндокринной системе и при болезнях крови, при авитаминозах и отклонениях в течении обменных процессов в организме.

Нередко страдает это важное чувство восприятия от инфекционных недугов, таких, как скарлатина и коклюш, корь и ветрянка, дизентерия, дифтерия и т.д.

Причины нарушения зрения у детей кроются в их избирательности к еде. Родители прекрасно знают, что одним малышам бесполезно давать мясо, а другие отказываются от любых молочных продуктов. Неполноценное питание негативно отражается на функционировании зрительного нерва.

Происходят различные нарушения зрения. Это объясняется сбоями в процессе передачи нервных импульсов. В итоге ребенок начинает хуже видеть. Однако многие родители просто не догадываются об истинных причинах возникшей патологии.

Они продолжают потакать своему чаду в его гастрономических пристрастиях.

Нарушения зрения стоит ждать и от яркого света. Если ребенок часто смотрит на вспышки фотокамер и на яркое солнышко, то у него происходит поражение сетчатки глаза. При уменьшении площади ее здоровых участков орган зрения все хуже отображает увиденные предметы.

Именно поэтому при приближении летнего сезона не забудьте купить солнечные очки для своего малыша. Только стоит иметь в виду, что данный аксессуар должен быть изготовлен с применением качественного стекла, не искажающего картину окружающего мира.

В противном случае такие очки навредят зрению значительно больше, чем лучи яркого солнца.

Негативное влияние на детей оказывают стрессы. Они также вызывают различные нарушения зрения. Вредны для глаз постоянные игры на компьютере и на телефоне, длительный просмотр телевизора и многое другое.

Виды нарушения зрительного восприятия у детей

Малыши чаще всего страдают от таких проблем:

– близорукости;

– дальнозоркости;

– астигматизма;

– амблиопии;

– косоглазия;

– поражений сетчатки глаза;

– опущения верхнего века (птоза);

– нарушения зрения в результате полученных травм, воспалительных процессов и т.д.

Аномалии рефракции

Ухудшение зрения у детей чаще всего наблюдается при нарушениях преломления в глазу лучей света. Это такие аномалии рефракции, как близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия) и астигматизм. Как правило, все указанные заболевания относятся к наследственным.

Однако стоит помнить, что от родителей передается не сама патология, а лишь предрасположенность к ней.

Именно поэтому при наличии таких предпосылок стоит внимательно отнестись к зрению своего чада уже с раннего возраста, применяя профилактические меры для недопущения ухудшения зрительного восприятия.

Причиной близорукости может стать увеличенный размер глазного яблока. Такая патология нередко возникает у детей от 5 до 10 лет. Это период их бурного роста. В дальнейшем близорукость постепенно нарастает до окончательного формирования размера глаза (как правило, до 18 лет).

Что касается астигматизма, то его появление провоцирует неравномерный рост органа зрения. В таком случае роговица имеет не круглый, как обычно, а овальный вид.

Причина астигматизма может крыться и в неправильной форме самого хрусталика, а также возникать после травмирования глаза. В таком случае лучи света будут преломляться под различными углами и без фокусировки на сетчатке.

Это приводит к тому, что одни линии ребенок видит достаточно четко, а другие – размыто.

Амблиопия

Эта патология может возникнуть у детей при дальнозоркости и косоглазии, астигматизме и птозе. Амблиопией называют такое явление, при котором невозможно улучшить зрение при помощи линз.

Дело в том, что при нормальном функционировании сетчатки образующиеся от воздействия света импульсы поступают в головной мозг по каналу зрительного нерва. Амблиопия представляет собой такое явление, когда данное раздражение попросту не возникает.

Следовательно, головной мозг никакой информации получать не будет даже в том случае, если надеты очки.

Аккомодация

Это важное свойство глаза. Аккомодация является способностью хрусталика менять кривизну. Именно благодаря этой функции глаз прекрасно видит предметы, расположенные на различных расстояниях.

Дети с нарушением зрения страдают от спазма аккомодации. Они внезапно перестают хорошо видеть объекты, находящиеся на далеком расстоянии.

При этом то, что расположено вблизи, они продолжают воспринимать, как и прежде.

Такое явление может быть связано с повышением нервной возбудимости, с вегето-сосудистой дистонией или с несоблюдением основных правил гигиены глаз.

Влияние плохого зрения на развитие ребенка

Малыши, для которых окружающий мир предстает в нечетких очертаниях, как правило, мало двигаются. Это приводит к появлению плоскостопия и нарушениям осанки. Кроме того, ухудшается деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Дети с нарушением зрения познают окружающий их мир в основном при помощи осязания и слуха. Именно поэтому о всех предметах у них формируется отличное от обычного представление. Страдает и качество образов.

Дети с нарушением зрения развиваются намного медленнее своих сверстников. Это, в свою очередь, негативно влияет на формирование воображения и речи.

Родители должны знать особенности детей с нарушением зрения. Это позволит правильно поступить в той или иной ситуации для того, чтобы ребенок нормально развивался и смог без особых трудностей адаптироваться к жизни.

Как помочь малышу познать мир?

Дошкольники с нарушением зрения способны воссоздать истинную картину окружающих их предметов только с помощью взрослого человека. Имеющаяся патология затрудняет получение целостного восприятия объекта и искажает его качественную характеристику.

Родители и воспитатели дошкольников должны создавать необходимые условия для познавательной деятельности детей, закрепляя при этом результат лечебно-профилактической работы.

Знакомство с окружающим миром для таких малышей строится на основе детального изучения всех предметов, их свойств и взаимосвязей.

При этом вся работа должна проводиться в комплексе с принятием лечебных и профилактических мер по восстановлению зрения.

Как избежать патологии?

Профилактика нарушения зрения является одной из важнейших задач родителей, заботящихся о здоровье и нормальном развитии своего чада. Чем раньше эти меры начнут приниматься, тем больше вероятности того, что ребенок сможет хорошо видеть как можно дольше.

Профилактика нарушения зрения у детей представляет собой выполнение довольно простых рекомендаций:

  1. Дозировать нагрузки по выполнению домашних заданий. Например, писать или читать ребенку необходимо лишь 15-20 минут подряд, а затем делать перерыв от пяти до десяти минут, в течение которого необходимо просто смотреть вдаль. Работа в сочетании со взглядом в окно тренирует зрение не только детей, но и взрослых.
  2. Добиваться качественного освещения рабочего места. Это важное условие принятия профилактических мер для улучшения зрения у детей. Лампа должна равномерно освещать стол, но лучше всего, если занятия будут проводиться днем. Солнечный свет очень полезен для глаз.
  3. Сохранить зрение поможет и свежий воздух. Ребенок должен совершать ежедневные прогулки, минимальная длительность которых составляет 1,5-2 часа. Причем надо следить за тем, чтобы на улице он бегал и гулял, а не сидел на лавочке.
  4. Действенной мерой профилактики послужит прием витаминов. Препараты детям рекомендуется давать только после консультации с врачом. Для глаз необходимы витамины С, А, группы В, средства, в составе которых имеется черника или клюква. Полезны для зрения овощи, а также фрукты, имеющие оранжевый цвет, листовая зелень и витаминные чаи с плодами черной смородины, облепихи, рябины и калины.
  5. Хорошее зрение ребенку сохранит ограничение времени работы за компьютером и просмотра телепередач. Дети до двух лет вообще не должны смотреть телевизор.
  6. Среди профилактических мер ухудшения зрения находится обеспечение полноценного питания. В меню ребенка должны находиться яйца и мясо, сливочное масло, орехи и рыба. Важно также соблюдать питьевой режим.
  7. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не тер глазки грязными руками. Это позволит не допустить проникновения инфекции в органы зрения.
  8. Важным пунктом профилактических мер является выполнение специальных упражнений для глаз.

Источник: https://www.syl.ru/article/176557/new_profilaktika-narusheniya-zreniya-prichinyi-narusheniya-zreniya

Полезная информация для родителей, у которых есть дети с нарушением зрения

Здравствуй, мой читатель!

Моему ребенку скоро годик. У ее папы (моего мужа) практически 100% зрение, по крайней мере, он обходится без очков.

У меня — приобретенная близорукость слабой степени – минус 2. Увы, не прошла бесследно для моих глаз напряженная учеба в старших классах школы, интенсивная подготовка к поступлению в ВУЗ, да еще и первый компьютер появился в семье в то время.

Когда я забеременела – боялась, что врачи не разрешат самой рожать, но все обошлось. Теперь переживаю — не унаследовала ли дочь мою близорукость? У окулиста мы были один раз, когда ей исполнился месяц. Во время осмотра врач посветил фонариком в дочкины глазки, и все! Мой вопрос остался без ответа. Хорошо, что нашла эту статью.

Узнала много нового, и теперь знаю, какие бывают нарушения зрения у детей, из-за чего они возникают и как их обнаружить. Если и вас интересует этот вопрос — почитайте статью, не пожалеете.

Сегодня в мире насчитывается огромное количество детей с нарушением зрения.

Причин плохого зрения у детей может быть множество: от генетических до приобретенных. Но сегодня они легко диагностируются и могут быть исправлены. Однако у некоторых детей именно в процессе взросления формируются проблемы со зрением, которые необходимо вовремя распознавать и лечить.

Что считать нарушением зрения у детей

Нарушением у детей считается зрение остротой менее 0,3, с диапазоном просмотра менее 15 угловых градусов. Эти данные позволяют выявить детей, которым необходима медицинская помощь.

Нарушение зрения мешает малышам познавать окружающий мир, ограничивает их ориентацию в пространстве, лишает их возможности заниматься любимыми видами деятельности.

Причины нарушения зрения у детей

  • генетически обусловленные заболевания — изменение размеров глазного яблока, катаракта и многие другие;
  • врожденные доброкачественные образования в головном мозге ребенка, которые проявляются по мере взросления малыша;
  • разнообразные заболевания матери во время беременности (вирусные и инфекционные заболевания или нарушение обмена веществ, сильные психологические потрясения);
  • наследственная предрасположенность — обычно она включается в моменты сбоя работы нервной системы, поэтому так важно создавать для малыша спокойные условия развития, без стрессов и потрясений;
  • социальные и бытовые условия (плохое питание, бедное витаминами, неблагоприятные природные и климатические условия).

Как распознать нарушение зрения у детей

Существуют методы раннего распознавания детей с расстройствами зрения. Это несколько тестов, позволяющих определить группу риска и тем самым сделать все возможное для исправления ситуации.
Самый простой из них уже можно проводить в возрасте трех месяцев.

Возьмите яркий фонарик или светящуюся игрушку. Держите ее на расстоянии 10-15 см от лица ребенка, перемещая ее в разных направлениях. Внимательно следите за движениями ребенка. Если у него не проявляется никакой реакции, то необходимо незамедлительно обратиться к специалисту.

Дети с нарушением зрения подразделяются на три основные группы:

  1. слепые дети;
  2. дети с ослабленным зрением, подлежащим и не подлежащим восстановлению;
  3. косоглазие.

В любом случае дети с проблемами зрения требуют к себе особого внимания. Для малышей слепых и слабовидящих очень важным этапом в развитии является ознакомление со звуковым диапазоном, так как познание мира ими происходит преимущественно за счет слуха.

Немаловажными для таких малышей являются и физические нагрузки: подвижные игры, развивающие и укрепляющие не только зрение, но и в целом вестибулярный аппарат, мышечную ткань и тактильную чувствительность ребенка. Выбор упражнений происходит с учетом заболевания малыша, его умственных способностей. Все это и многое другое родители могут выполнять самостоятельно в домашних условиях.

В нашей стране существует множество разнообразных коррекционных центров, помогающих детям с нарушением зрения справиться с серьезной проблемой.

источник: http://vitaportal.ru/detskie-bolezni/deti-s-narusheniem-zreniya.html

Зрение в развитии ребенка

Значение зрения в психическом развитии ребенка уникально. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка большие затруднения в познании окружающей действительности, сужая социальные контакты, ограничивая его ориентировку и возможности заниматься многими видами деятельности.

Оптическое восприятие осуществляется зрительным анализатором, имеющим сложную нервно-рецепторную систему, реализующую восприятие и анализ зрительных раздражений. Структурно и функционально зрительный анализатор — самый сложный и наиболее совершенный орган, взаимодействующий с другими анализаторами (двигательным, тактильным, слуховым) и образующий с ними сложные динамические системы связи.

Зрительный анализатор состоит из периферического отдела (глаза), проводникового отдела (зрительный нерв, зрительные и подкорковые нервные образования) и центрального отдела (зрительные зоны коры головного мозга, расположенные в затылочной области).

Врожденные нарушения зрительного анализатора могут быть вызваны воздействием на него различных патогенных факторов в период эмбриогенеза (токсоплазмоз, воспалительные процессы, нарушения обмена) или генетических факторов (наследственная передача некоторых дефектов зрения). К аномалиям наследственной этиологии могут быть отнесены:

  1. микрофтальм — грубое структурное изменение глаза;
  2. антофтальм — врожденное безглазие;
  3. катаракта — помутнение хрусталика;
  4. пигметная дистрофия (дегенерация) сетчатки, характеризующаяся сужением поля зрения;
  5. астигматизм — аномалия рефракции, т. е. преломляющей способности глаза.
Читайте также:  Астроцитома головного мозга — что это такое, прогноз: анапластическая, пилоидная, фибриллярная

Приобретенные аномалии распространены меньше, чем врожденные.

Однако внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы вследствие осложненных родов, различные травматические повреждения мозга в послеродовой период могут привести к нарушению зрения.

Глаукома, атрофия зрительного нерва, заболевание центральной нервной системы (менингит, менингоэнцефалит), осложнения после гриппа, также могут вызывать различные по степени нарушения зрительной функции.

В школьной практике очень часто встречаются прогрессирующие нарушения зрения: близорукость и дальнозоркость.

Степени нарушения зрения у детей

Степень нарушения функции зрительного анализатора определяется понижением остроты зрения.

Острота зрения большинства людей, характеризующаяся способностью определять буквы и знаки десятой строки таблицы на расстоянии 5 м, равна 1,0 и рассматривается как нормальная.

Исследуемый, определяющий на этом расстоянии буквы и знаки 5-й строки, имеет остроту зрения 0,5, а первой строки — 0,1.

Если острота зрения ниже 0,1, используется счет пальцев. Ребенок, сосчитавший раздвинутые пальцы руки на расстоянии 5 м, обладает остротой зрения, равной 0,09. Тот же счет пальцев рук на расстоянии 2 м приблизительно соответствует остроте зрения 0,04, на расстоянии 0,5 м — 0,01, а на расстоянии 30 см — 0,005.

Острота зрения, при которой ребенок не различает пальцев, видит только свет, равна светоощущению. Если он не может отличать света от темноты, острота зрения равна нулю. Принимая за основу степень нарушения зрительной функции, детей со стойкими дефектами зрения делят на слепых и слабовидящих.

Слепые дети — дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (максимальной остротой зрения 0,04). Различают разные степени потери зрения:

  • абсолютная (тотальная) слепота, при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения (светоощущение и цветоразличие);
  • практическая слепота, при которой сохраняется или светоощущение на уровне различения света от темноты, или остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы рук у лица, различать контуры и силуэты.

Большинство слепых детей имеют остаточное зрение.

Отклонения и неравномерности в развитии

Фактор времени наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития слепого ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны отклонения нервно-психического развития. Оно проявляется в различных вторичных отклонениях.

Первые специализированные манипуляции и отдельные функциональные действия с предметом появляются у слепых детей после двух лет.

Грубое недоразвитие пространственной ориентации обусловливает недоразвитие походки, тормозит формирование тела. Совсем по-иному складывается развитие ребенка, потерявшего зрение в более старшем возрасте.

Имеющийся прошлый опыт зрительных впечатлений облегчает развитие моторики, предметной деятельности, образование представлений и понятий.

Большое значение для прогноза психического развития ребенка будут иметь и индивидуальные особенности интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка в целом, а также своевременное начало специального обучения.

Исследования патологии сенсорной сферы подтвердило предположение Л. С. Выготского о неравномерности развития аномального ребенка.

Если у здорового ребенка гетерохрония является стимулом к образованию новых функциональных систем, то у аномального ребенка с аномалией в сенсорной сфере наблюдается несоответствие в развитии отдельных систем, тормозящих общее развитие. Такая характерная неравномерность развития имеется и у слепого ребенка.

Если у здорового ребенка в основе игровых действий лежат хорошо знакомые предметы, то у слепого, по данным Л. Н. Солнцевой, игровые действия не несут в себе информации о конкретном предмете.

Бедность практического опыта, слабое развитие предметной моторики или относительно сохранной речи создает своеобразие игровой деятельности слепого ребенка, которая протекает в виде однообразно повторяющихся движений, но сопровождающаяся значительно более высоким уровнем протекания словесного действия. Разрыв между речью и действием не сокращается без специального обучения. Это является ярким примером асинхронии развития.

Слепой ребенок сохраняет значительные возможности психофизического развития и возможность полноценного познания. Нормальная мыслительная деятельность слепого ребенка опирается на сохранные анализаторы.

У такого ребенка в условиях специального обучения формируются приемы и способы использования кожного, слухового, двигательного анализаторов, представляющих сенсорную основу, на которой развиваются психические процессы.

Именно на этой основе развиваются высшие формы познавательной деятельности (внимание, мышление, речь, воссоздающее воображение, память), которые являются ведущими в процессе компенсации. Процессы компенсации у слепых детей наиболее эффективно протекают в сочетании с коррекционно-воспитательными мероприятиями по исправлению недостатков двигательных функций, ориентировке в пространстве.

Слабовидящие дети

Относительно большую группу по сравнению со слепыми составляют слабовидящие дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при использовании очков от 0,05 до 0,4.

Главное отличие слепых детей от слабовидящих в том, что зрение остается основным средством восприятия. Зрительный анализатор остается ведущим в учебном процессе, как и у нормально видящих детей, т. е. другие анализаторы не заменяют зрительных функций, как это происходит у слепых.

Слабовидение все же оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребенка: замедлены процессы запоминания, затруднены мыслительные операции, ограничены движения.

Эта категория детей отличается особенностями поведения: они агрессивны и раздражительны, замкнуты. Такие особенности объясняются неудачами и трудностями в учебе, игре, общении со сверстниками.

Слабовидящие дети нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания.

В условиях обычного школьного режима у них может наступить перенапряжение зрения. Учитель начальных классов массовой школы должен своевременно распознать слабовидящего ребенка в классе и проконсультироваться со специалистом о целесообразности его дальнейшего обучения в массовой школе или направлении в специальное коррекционное учреждение.

Коррекционные учреждения

Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе.

В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0.04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0.08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте; общий срок обучения — 12 лет.

В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0.05 до 0.4 на лучше видящем глазе. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения для близи), форма и течение патологического процесса.

Могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии. Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принимаются дети с косоглазием и амбилиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0.4), для продолжения лечения зрения.

источник: http://www.profile-edu.ru/deti-s-narusheniyami-zreniya-page-1.html

Ознакомьтесь с методическими рекомендациями:
Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях

Источник: https://ozrenie.com/narushenie-zreniya/deti.html

Признаки нарушения зрения у ребенка

Зрение можно назвать самой главной способностью человека, ведь благодаря сложной оптической системе – нашим глазам – мы получаем основную часть информации из окружающего мира.

Но, к сожалению, дефекты, которые могут быть легко исправлены, часто выявляются слишком поздно, когда ценное время потеряно.

Распознать признаки нарушения зрения достаточно легко, если знать, на что нужно обратить внимание.

Даже если ребенок совсем маленький и еще не может пожаловаться на боль или напряжение в глазах, существуют признаки, по которым можно определить нарушения зрения.

Как выглядят глаза ребенка при зрительных нарушениях

Визуально нарушения и заболевания органов зрения могут выглядеть так:

– у ребенка красные глаза;

– веки глаз отекшие, выражена красная сосудистая сетка на склерах;

– у ребенка слезятся глаза – выделения прозрачные, водянистые, слизистые или окрашенные в грязно-желтый цвет;

– слипшиеся ресницы, у корней могут быть сухие корочки;

– направление взгляда одного глаза смещено к переносице или к виску;

– неадекватная реакция зрачков, ребенок не может сфокусировать зрение.

Как ведет себя ребенок

При заболеваниях глаз или развивающихся дефектах зрения поведение также сигнализирует о боли или слабовидении:

– ребенок часто моргает, прищуривает или полностью закрывает один глаз;

– ребенок трет глаза;

– подносит книгу или игрушку близко к глазам;

– при попытке рассмотреть что-то наклоняет голову в сторону или вперед;

– не видит вовремя препятствия из-за пониженной остроты зрения, поэтому часто ударяется о мебель, спотыкается об игрушки, роняет предметы и пр.;

– отказывается от рисования, складывания паззлов, чтения и других занятий, требующих напряжения зрения.

Эти признаки свидетельствуют о том, что у ребенка болят глаза и возможны зрительные нарушения.

Как ребенок себя чувствует

Помимо того что после зрительных нагрузок у ребенка красные глаза, они слезятся, а сам малыш выглядит уставшим, родители должны обратить внимание на следующие признаки.

Жалобы на головную боль. Такие дефекты зрения, как косоглазие, близорукость, дальнозоркость и прочие нарушения, требуют повышенных усилий для фокусировки взгляда на предметах, что становится причиной головной боли.

Укачивание в транспорте, частая тошнота и головокружение. Ослабленное зрение не позволяет малышу сконцентрировать взгляд на быстро движущихся объектах за окнами автомобиля или другого транспортного средства. При этом ребенок часто переводит глаза, пытаясь сфокусировать зрение. Это приводит к переутомлению глаз, и организм отвечает на нагрузки головокружением и тошнотой.

Что говорит ребенок

Дети не всегда сообщают, что испытывают боль или плохо видят отдаленные объекты. Они могут жаловаться на чувство жжения, зуд в глазах, тереть их и выражать это знакомыми и понятными для них словами.

Например, тошноту после зрительных нагрузок маленькие дети часто определяют как «болит живот», а неспособность четко видеть предметы считают дефектом самого предмета, а не собственного зрения.

Поэтому, если Вы часто замечаете у ребенка красные глаза, они слезятся, ребенок часто моргает и при этом говорит, что его игрушки стали некрасивыми – это может быть поводом обратиться к офтальмологу.

Что рисует ребенок

Рисункам детей с нарушениями зрения свойственны некоторые искажения. Особенно это касается малышей с астигматизмом. Ребенок может неправильно изображать размеры и расположение предметов по отношению к другим. Например, солнце рисовать больше или ниже домика. Сложности могут быть не только с рисованием, но и со сборкой мозаики, лепкой.

Профилактика нарушения зрения

Основной задачей родителей должна стать профилактика нарушений. Следует научить малыша соблюдать следующие правила: держать игрушки и книги не ближе, чем 30 см от глаз, читать только при правильном освещении, беречь органы зрения от травм и контролировать время, проведенное перед телевизором или компьютером.

Родителям нужно помнить: нарушения могут развиваться без каких-либо жалоб на боль со стороны малыша, и Вы можете не замечать, что у ребенка воспаленные глаза. Поэтому самый надежный способ убедиться в здоровье органов зрения – регулярно проходить профилактический осмотр у офтальмолога.

detskoezrenie.ru

Источник: http://MirtikaM.ru/page/priznaki-narushenija-zrenija-u-rebenka

Нарушения зрения у детей: диагностика и возможное лечение

Причины нарушения зрения у детей можно подразделить на наследственные (которые передаются генетическим путем), врожденные (появляющиеся во время внутриутробного развития), а также приобретенные (возникающие уже после рождения под воздействием каких-либо внешних факторов). Однако все эти деления относительны, так как любая из этих патологий может быть отнесена сразу к трем группам, к примеру, миопия (близорукость) передаваться может наследственным путем, может развиться во внутриутробный период или же приобретаться в результате быстрого роста глаза.

Нарушения зрения у детей могут возникнуть не только в результате заболеваний самих глаз. Так, например, нарушение зрения может проявляться при таких заболеваниях, как: сердечнососудистая патология, заболевания легких, почек, лор-органов, ЦНС (спинного и головного мозга), эндокринной системы, разнообразных инфекционных заболеваниях.

Диагностика нарушений зрения у детей

Новорожденный может подвергнуться осмотру офтальмологом еще в роддоме. В первую очередь это относится к недоношенным деткам, которые родились с весом менее двух килограмм, а также со сроком вынашивания меньше 34-х недель.

Эти дети находятся в зоне повышенного риска развития ретинопатии недоношенных.

Этот термин означает аномальное увеличение сосудов сетчатки, способное привести к абсолютной ее отслойке, что соответственно провоцирует возникновение слепоты.

Если имеются показания, первое обследование у офтальмолога малыш должен пройти уже в 1 месяц. К таким детям относятся те, у кого обнаружены врожденные пороки, перенесенные родовые травмы, асфиксия и прочее.

В курс обследования входит:

  • внешний осмотр;
  • определение способности фиксировать предметы взглядом;
  • определение проявления реакции на свет;
  • офтальмоскопия.

Острота зрения у малышей

Начиная с трехлетнего возраста, у ребенка проверяют остроту зрения с помощью специальной таблицы.

В течение первых трех лет глаза ребенка интенсивно растут, при этом к этому возрасту уже в значительной степени снижается гиперметропия. Однако глазное яблоко растет еще лет до 14-15. Уже к 9-10-летнему возрасту гиперметропия должна абсолютно пропасть.

Читайте также:  Проводящие пути головного и спинного мозга, оболочки, строение, травмы

Возможные нарушения в зрениях у детей

Среди нарушений в зрении у детей наиболее частыми являются: близорукость, астигматизм, дальнозоркость, амблиопия, поражения сетчатки глаза, косоглазие, птоз, нарушения в результате травм, а также воспалительных заболеваний и пр.

Наиболее распространенной патологией зрения среди детей являются нарушения в преломлении в глазу света или по-другому аномалии рефракции глаза. Данную патологию также называют как аметропии, к которым относятся близорукость, астигматизм и гиперметропия.

В основном данные заболевания имеют наследственный характер, однако, как правило, заболевание само по себе напрямую не наследуется, а передается только предрасположенность к нему. Поэтому родители, имеющие подобные нарушения зрения, должны особое внимание уделять зрению своих детей и, начиная с раннего возраста, проводить их профилактику.

Глаз можно приравнять к системе линз. Так лучи света, проникая сквозь данные линзы, преломляются, проецируясь в здоровом глазу непосредственно на саму сетчатку. Наибольшая преломляющая способность отмечается у хрусталика и роговицы.

Источник: http://zdorovye-rebenka.ru/narusheniya-zreniya-u-detej-diagnostika-i-vozmozhnoe-lechenie

Статья на тему

Нарушения зрения у детей и подростков:

причины, классификация, особенности психического развития и специального обучения.

Предмет и задачи тифлопедагогики 

Тифлопедагогика (от греч. typhlos – слепой) – наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. В зависимости от степени нарушения зрения они делятся на слепых и слабовидящих.

Слепота и слабовидение с точки зрения специальной педагогики представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности.

У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития.

Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.

Слепые (незрячие) – подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение (до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками), а также лица с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения (до 10-15°) с остротой зрения до 0,08.

По степени нарушения зрения различают лиц с абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза, при которой полностью утрачиваются зрительные восприятия, и лиц практически слепых, у которых имеется светоощущение или остаточное зрение, позволяющее воспринимать свет, цвет, контуры (силуэты) предметов.

Слабовидящие – подкатегория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Кроме снижения остроты зрения слабовидящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето- и светоощущение, периферическое и бинокулярное зрение).

Тифлопедагогика является частью специальной педагогики. Как раздел специальной педагогики она развивается на основе принципов гуманистического воспитания и с учетом своеобразия развития детей и взрослых с нарушением зрения.

Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем: психолого-педагогическое и клиническое изучение зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях; пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения. Важное место занимают: разработка содержания, методов и организация обучения основам наук, политехнической, трудовой и профессиональной подготовки слепых и слабовидящих; определение типов и структуры специальных учреждений для их обучения и воспитания; разработка научных основ построения учебных планов, программ, учебников, частных методик. Большое внимание уделяется созданию специальных технических средств, способствующих расширению познавательных возможностей лиц с нарушенным зрением, повышению эффективности их обучения и подготовки к труду в современном обществе; разработке системы гигиенических мероприятий по охране и развитию неполноценного зрения, нормативов освещенности, режима зрительной нагрузки и др.); проектированию специальных зданий для обучения, воспитания и трудовой подготовки.

Из истории тифлопедагогики

Основоположником тифлопедагогики и обучения незрячих считается В. Гаюи (1745-1822), французский педагог, единомышленник и последователь Д.

Дидро, основатель первых образовательных учреждений для слепых во Франции и в России. Благодаря В.

Гаюи не только началось систематическое обучение незрячих, но и сформировалось гуманистическое отношение к ним как к полноценным членам общества, нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации.

Л. Брайль, (1809-1852), потерявший зрение в трехлетнем возрасте, воспитанник, а затем и тифлопедагог Парижского национального института слепых, стал автором изобретения, изменившего систему обучения слепых.

Основанная на комбинациях шес-титочия, его система рельефного письма охватывает буквенные, математические и иные символы, позволяя слепому свободно читать и писать. Книгопечатание по Брайлю началось с 1852 г. во Франции.

В России первая книга по Брайлю вышла в 1885 г.

Первое учебное заведение для слепых в России было организовано в 1807 г. при Смольнинской богадельне в С.-Петербурге. Детей учили Закону Божьему, пению, ремеслам.

В течение XIX в. было открыто еще несколько школ для слепых, существовавших на средства Попечительства о слепых (учреждено в 1881 г.). Обучение велось по единому учебному плану и программам, действовали Единые правила приема в училища. Для большинства обучающихся обучение было платным и стоимость достаточно высока (до 300 рублей в год).

После Октябрьской революции в 1917 г. школы для слепых детей стали составной частью системы народного образования. В 1928 г. появились первые советские школьные программы для слепых.

В начале 30-х гг. появляются первые классы охраны зрения для слабовидящих детей в структуре массовых общеобразовательных школ (в нескольких школах Ленинграда и Москвы), а с конца 30-х гг. открываются и первые школы для слабовидящих. Развитию этого нового направления в тифлопедагогике способствовала Ю.Д.Жа-ринцева.

В 30-е гг.

содержание образования в школах слепых обогащается предметами, которые с начала возникновения мирового опыта обучения слепых считались ненужными и недоступными слепым: физика, математика, естествознание и др. Большой вклад в тифлопедагогику и разработку методик обучения слепых общеобразовательным предметам сделал профессор Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена Б.И.Коваленко.

Развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии связано с именами таких ученых, как М.И.Земцова, Б.И.Коваленко, Н.Б.Коваленко, А.С.Ганджий, Н.Г.Крачковская, Н.В.Сер-покрыл, Ю.А.Кулагин, Л.И.Солнцева, А.Г.Литвак, В.П.Ермаков, А.И.Каплан, А.Б.Гордин, Р.С.Муратов, Б.В.Сермеев, В.А.Феоктистова, Э.М.Стернина, И. С. Моргулис и др.

Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации.

Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными.

Врожденная слепота обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения.

Приобретенная слепота обычно бывает следствием заболевания органов зрения – сетчатки, роговицы и заболеваний центральной нервной системы (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит), осложнений после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина), травматических повреждений мозга (ранения головы, ушибы) или глаз.

Различают прогрессирующие и непрогрессирующие нарушения зрительного анализатора. При прогрессирующих зрительных дефектах происходит постепенное ухудшение зрительных функций под влиянием патологического процесса.

Например, при глаукоме повышается внутриглазное давление и происходят изменения в тканях глаза. Зрение снижается при появлении мозговых опухолей.

При несоблюдении санитарно-гигиенических условий письма и чтения прогрессирует близорукость и дальнозоркость.

К непрогрессирующим дефектам зрительного анализатора относят некоторые врожденные его пороки, такие, как астигматизм, катаракта. Причинами этих дефектов могут стать также последствия некоторых заболеваний и глазных операций.

Итак, нарушения функций зрительного анализатора могут возникнуть у детей как во время внутриутробного развития, так и после рождения.

Поэтому существуют такие категории детей с нарушениями зрения, как слепорожденные, рано ослепшие, лишившихся зрения после трех лет жизни.

Такая дифференциация основывается на том, что время утраты зрения имеет очень большое значение для последующего развития ребенка. Например, слепорожденные не имеют зрительных образов в памяти, которыми в различной мере и объеме располагают ослепшие.

Время наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, психофизические особенности и своеобразие психофизического развития.

Психическое развитие слепорожденных имеет такие же закономерности, как и у зрячих детей, но отсутствие визуальной ориентировки сказывается наиболее заметно на двигательной сфере, на содержании социального опыта.

Своеобразным ориентиром для слепого является реакция на звук, как и для нормально видящего в раннем возрасте реакции на звуковые раздражители, но для незрячего звук становится основным фактором ориентировки.

Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью.

В более старшем возрасте у лиц с нарушенным зрением возникают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции.

В одних случаях своеобразие характера и поведения слепых сказывается на развитии у них отрицательных черт характера: неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции; в других случаях – повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность.

Развитие высших познавательных процессов (внимание, логическое мышление, память, речь) у слепорожденных протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления.

Отличие ослепших детей от слепорожденных зависит от времени потери зрения: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний. Если не развивать зрительную память, частично сохранившуюся после потери зрения, происходит постепенное стирание зрительных образов.

Слепой ребенок имеет все возможности для высокого уровня психофизического развития и полноценного познания окружающего мира с опорой на сохранную анализаторную сеть.

В условиях специального обучения формируются адекватные приемы и способы использования слухового, кожного, обонятельного, вибрационного и других анализаторов, представляющих сенсорную основу развития психических процессов.

Благодаря этому развиваются высшие формы познавательной деятельности, которые являются ведущими в компенсаторной перестройке восприятия.

Система компенсаторной перестройки на первоначальном этапе обучения создает условия для правильного отражения окружающего мира в наглядно-действенной форме, а по мере накопления социального и бытового опыта и в словесно-логической форме при помощи сохранных анализаторных систем в организме слепого ребенка.

Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохранности зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ориентации и познавательной деятельности лиц с глубокими зрительными нарушениями.

Л.С.Выготский указывал, что слепые владеют так называемым шестым чувством (тепловым), позволяющим им на расстоянии замечать предметы, при помощи осязания различать цвет.

В процессе обучения педагогу, взрослому (родителям) следует исходить из того, что компенсация слепоты начинается у ребенка с первых месяцев его жизни.

Компенсация слепоты, указывает Л.И.Солнцева, представляет собой целостное психическое образование, систему сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов, обеспечивающую ребенку адекватное и активное отражение внешнего мира и создающую возможность овладения различными формами деятельности в каждом возрастном этапе.

Слабовидящие имеют некоторую возможность при знакомстве с явлениями, предметами, а также при пространственной ориентировке и при движении использовать имеющееся у них зрение. Зрение остается у них ведущим анализатором. Однако их зрительное восприятие сохранно лишь частично и является не вполне полноценным.

Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, поэтому их зрительное восприятие и впечатления ограничены, а представления имеют качественное своеобразие. Например, у слабовидящего нарушено цветоощущение, цветовые характеристики воспринимаемого оттенка обеднены.

При резко выраженной близорукости и дальнозоркости слабовидящий может не заметить некоторых внешне слабо выраженных признаков, важных для характеристики предмета.

У слабовидящих при косоглазии затруднена способность видеть двумя глазами, т. е. нарушено бинокулярное зрение. В условиях раннего специального обучения форменное, пространственное и стереоскопическое зрение развивается и совершенствуется, что в будущем обеспечивает формирование сложных пространственных представлений.

Среди слабовидящих существует большое число лиц с нарушением цветоразличительных функций и контрастной чувствительности зрения, имеются врожденные формы патологии цветоощущения.

На восприятие предметов и их изображений оказывает влияние нарушение глазодвигательных функций, что вызывает трудности в фиксации взора, прослеживания динамических изменений, оценке линейных и условных величин.

Коррекционная работа поэтому направлена на использование специальных приемов и способов наблюдения явлений и предметов с опорой на слух, осязание, обоняние, что позволяет формировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности.

Остаточное зрение слабовидящего имеет существенное значение для его развития, учебной, трудовой и социальной адаптации, поэтому оно должно тщательно оберегаться: необходимы регулярная диагностика, периодическое консультирование у офтальмолога, тифлопедагога, психолога.

Большое значение в восприятии и познании окружающей действительности у слепых и слабовидящих имеет осязание. Тактильное восприятие обеспечивает получение комплекса разнообразных ощущений (прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль, фактура материала и др.

) и помогает определять форму, размеры фигуры, устанавливать пропорциональные отношения. Различные ощущения, воспринимаемые нервными окончаниями кожи и слизистыми оболочками, передаются в кору головного мозга в отдел, связанный с работой рук и кончиков пальцев.

Так незрячие и слабовидящие учатся «видеть» руками и пальцами.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/09/29/narusheniya-zreniya-u-detey-i-podrostkov-prichiny

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector