Синдром нарушения внимания: причины, виды в психологии

Причины и типы нарушения внимания

Изображение с сайта lori.ru

Нарушением внимания определяют ряд разной меры невро-поведенческих расстройств, состоящих в:

  • анормальной смене избирательности и направленности деятельности;
  • нарушении согласования отдельных действий;
  • уменьшении концентрации и непостоянстве внимания.

Расстройства внимания в разной степени проявляются в случаях органического поражения, главным образом, лобных долей и других областей мозга, а также при обычной усталости.

Выделяют три типа нарушения внимания:

  • I тип. Рассеянное внимание, также называемое «порхающим», которое характеризуются неконтролируемым переключением внимания слабой концентрации. Данный тип невнимательности, как правило, может наблюдаться у детей дошкольного возраста, а также у взрослых, ослабленных болезнью или испытывающих большую усталость.
  • II тип. Невнимательность, называемая «невнимательностью ученого», которая характеризуется осложнением переключения внимания при высоком его сосредоточении и интенсивности на отдельных вещах и мыслях. Данный тип невнимательности присущ людям с навязчивыми мыслями.
  • III тип. Рассеянность внимания, которая характеризуется ощутимыми сложностями с концентрацией внимания и еще большими трудностями в его переключении. Данный тип невнимательности проявляется при временном или постоянном ослаблении интенсивности и силы нервных процессов. У здоровых, но ослабленных в результате переутомления людей, данная рассеянность внимания может наблюдаться на отрезке какого-то времени до восстановления их сил. В качестве же клинического проявления она наблюдается у пациентов с кислородным голоданием мозга и у людей пожилого возраста, страдающих церебральным атеросклерозом. Невнимательность последних также называют «стариковской рассеянностью».

Нарушение внимания можно считать симптомом заболевания лишь при наличии других нервно-психических или соматических расстройств, указывающих на недуг. Зачастую, нарушение внимания причисляют к одной из трех основных групп:

  • гипопрозексии;
  • гиперпрозексии;
  • парапрозексии.

1. Гипопрозексия

Эта группа нарушения внимания включает разные варианты его ослабления. Сюда входят:

  • Апрозексия, заключающаяся в отсутствии способности к концентрации и сосредоточении внимания на фоне высокой отвлекаемости. В большинстве случаев, одновременно наблюдается уменьшение возможной меры сосредоточения и увеличение степени отвлекаемости. Зачастую к этим двум явлениям добавляется уменьшение объема внимания.
  • Рассеянность внимания, состоящая в снижении способности на протяжении долгого времени удерживать внимание на определенных вещах, мыслях. Нарушается сосредоточение. Больной, страдающий рассеянностью внимания, не контролирует смену направленности внимания и не может в течение длительного периода времени удерживать его на отдельном виде деятельности.
  • Истощаемость внимания, определяющаяся в изменении интенсивности внимания от начальной высокой меры сосредоточения на предмете внимания до значительного его ослабления в течение некоторого периода времени. Следствиями истощения внимания являются снижение эффективности рабочей деятельности и утрата возможности глубокого поглощения процессом.
  • Сужение объема внимания, проявляющееся в патологии сосредоточения внимания вызванной слабостью его распределения. Больной, страдающий сужением объема внимания, способен удерживать в сознании лишь самые значимые для него впечатления. Все внимание может быть направлено исключительно на индивидуально-личностные или ситуационно-значимые объекты.

Гипопрозексия наблюдается в различных случаях астенического синдрома, сопряженного с переменой степени бодрствования.

Травма черепа и прочие органические заболевания мозга могут стать причиной прогрессирующей истощаемости внимания.

Растерянность и маниакальные синдромы могут обусловить увеличение степени отвлекаемости, которой сопутствует неконтролируемое перенаправление внимания на нейтральные и случайные раздражители.

Ряд некоторых расстройств сознания провоцирует появление симптома гиперметаморфозы, который подобен высокой степени отвлекаемости внимания. Больные, имеющие этот симптом, беспрестанно отслеживают трансформацию формы и смещение в пространстве окружающих предметов, постоянно подтверждая свои наблюдения касанием предметов, находящихся в поле зрения, руками и их передвижением.

2. Гиперпрозексия

Эта группа нарушения внимания характеризуется чрезмерной его концентрацией, в большинстве случаев, связанной с односторонней его направленностью. К примеру, пациенты с диагностированными ипохондрическими синдромами демонстрируют чрезмерно высокую концентрацию внимания на своих болезненных ощущениях, мыслях и вещах, связанных с их здоровьем.

Эпилептикам и пациентам с депрессией свойственны тугоподвижность и застреваемость внимания – нарушение обратное симптому отвлекаемости. Этому также сопутствует пониженная активность главных нервных процессов в коре головного мозга, нарушающая способность переключения внимания с одной мысли, вещи на другие.

В отдельных случаях увеличение концентрации внимания проявляется в виде навязчивости отдельных представлений или мыслей.

Это явление может выражаться персеверацией, то есть частым использованием в речи одних и тех же слов, относящихся к «прилипшим» к сознанию представлениям и мыслям.

В патологических случаях появление превалирующих идей нередко объясняется исключительностью направленности внимания на отдельные мысли. При этом такие больные вполне понимают, что доминирующим в их сознании идеям отводится несправедливо много места.

3. Парапрозексия

Эта группа нарушения внимания в основном характеризуется концентрацией внимания на явлениях патологического типа, то есть на галлюцинациях, бреде.

Парапрозексия выражается в противоречии начальной установки внимания с получаемым результатом.

Пациент, страдающий данным нарушением внимания, так сильно напрягает нервную систему концентрацией на каком-то предмете, что она не выдерживает и вызывает неадекватные, противоречивые реакции со стороны внимания.

Здоровые люди также могут быть подвержены парапрозексии. Так, например, спортсмен на линии старта так сильно концентрируется на ожидании выстрела стартового пистолета, что не слышит его в результате.

Нарушение внимания может сопутствовать таким заболеваниям, как:

  • Гипопрозексия
  • Гиперпрозексия
  • Парапрозексия
  • Дипрессия
  • Эпилепсия
  • Травма головного мозга.

Поставить диагноз и оказать помощь пациенту в случаях нарушения внимания могут:

  • Невролог
  • Психолог
  • Психиатр

Источник: http://dr20.ru/health/narushenie-vnimaniya/

Расстройства внимания

Внимание является одним из важнейших элементов психической деятельности человека, обеспечивающих познавательный процесс Внимание связано со всеми психическими процессами, прежде всего с памятью, мышлением, эмоциями, волей, потребностями, интересами От состояния внимания зависят деятельность человека, его ориентировка, адаптация в окружающей среде.

Внимание – это направленность, сосредоточенность сознания человека на каком-либо объекте, явлении или виде деятельности. Это могут быть объекты внецгнего мира или собственные мысли и переживания.

Виды внимания

Непроизвольное (пассивное) внимание осуществляется непреднамеренно, без волевых усилий, определяется самим объектом и актуальным психическим состоянием человека.

Влияние внешних факторов заключается в том, что для поддержания непроизвольного внимания имеют значение новизна раздражителей, их контрастность. Так, монотонный звук или приглушенный свет притупляют внимание человека, вспышка же света или увеличение интенсивности звука – обостряют.

Примером непроизвольного внимания является внимание детей, характеризующееся неустойчивостью, отвлекаемостью.

Произвольное (активное) внимание – сознательное, волевое cocсредоточение на каком-либо объекте или виде деятельности, нередко с включением установок в форме внутренней речи.

Характеристики внимания

Объем внимания – количество объектов, которые одновременно могут находиться в сфере внимания человека.

Устойчивость внимания – способность в течение длительного времени сохранять внимание на одном объекте, роде занятий, противостоять отвлечению внимания. (сосредоточенность) внимания

Концентрация (сосредоточенность) внимания – способность фокусировать внимание на одних объектах, игнорируя другие при наличии помех.

Переключаемость внимаения – сознательное быстрое перемещение одного объекта на другой без существенной потери способнсти к концентрации

Распределение внимания – способность направлять и сосредотачивать одновременно на нескольких объектах или выполнении различных действий.

Нарушения внимания

Повышенная истощаемость внимания – нарушение всех основных параметров при психической нагрузке вследствие патологической утомляемости.

Нарушение концентрации внимания – ослабление или утрата способности сосредотачивать внимание на конкретных объектах и явлениях.

Отвлекаемость внимания – снижение избирательности внимания, неспособность длительно поддерживать внимание на одном объекте, отвлечение внимания на посторонние раздражители и детали.

Сверхотлекаемость внимания (гиперметаморфоз) – переключение внимания на самые незначительные изменения в окружающем или фиксация на всех объектах, попадающих в поле зрения больного.

Инертность (тугоподвижность) внимания – недостаточная переключаемость внимания с одного объекта или вида деятельности на другой.

Расстройства внимания могут входить в структуру других психопаталогических синдромов.Отвлекаемость внимания характерна для маниакальных состояний. При острых бредовых расстройствах отмечаются явления растерянности, при которой имеет место сверхотвлекаемость (гиперметаморфоз). Грубые нарушения внимания имеют место при расстройствах сознания, дементных состояниях.

Значение расстройств внимания

Состояние внимания пациента имеет важное значение в практике врача, начиная со сбора анамнеза, когда неспособность пациента сосредоточиться, отвлекаемость затрудняют получение необходимых сведений, и заканчивая назначениями, которые также могут быть не восприняты больным изза его невнимательности.

Не меньшие сложности в клинической работе может доставлять недостаточная способность пациента к переключению внимания, фиксация на одних моментах и игнорирование других. Подобные качества присущи лицам с определенными .характеролотческими особенностями (наличием черт психической ригидности),.

а также пациентам с ипохондрическими расстройствами,

Сдедует также помнить, что любое соматическое заболевание, сопровождающиеся значительными астеническими расстройствами, психофизической истощаемостью, приводит к выраженной неустойчивости и истощаемости внимания.

Больной обнаруживает рассеяность, постоянно переспрашивает собеседника (врача), особенно часто к концу беседы.

Иногда истощаемость внимания настолько выражеи что может быть ошибочно принята за интеллектуальную недостаточность больного.

Врач должен учитывать в своей работе, что внимание больного человека сосредоточено на его болезни. Поэтому он будет избирательно обращать внимание и обостренно воспринимать все, что касается состояния его здоровья, подчас неправильно интерпретируя полученную информацию и игнорируя рекомендации врача, которые, по мнению больного, не заслуживают внимания.

Читайте также:  Головная боль при менингите — симптомы, лечение и формы, проявления при эпилепсии

Выявление расстройств внимания

В повседневной клинической практике оценить состояние внимания пациента можно в ходе беседы и обследования по его сосредоточенности или отвлекаемости на случайные раздражители (посторонний разговор, уличный шум, какой-то предмет, попавший в поле зрения и т.п.

) способности удерживаться на одной теме разговора и переключаться на другую, точности выполнения инструкций и ответов на вопросы в начале и в конце обследования.

Дополнительно можно исполбзовать экспериментально-психологические методики, такие, например как корректурная проба, счет по Крепелину, таблицы Шульте.

Нарушения внимания у детей и подростков занимают значительное место в клинике психических расстройств.

Одним из наиболее известных, выделяемых в качестве самостоятельного расстройства, является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Нарушения внимания имеют место у детей с умственной отсталостью, органическими заболеваниями головного мозга, астеническими состояниями вследствие перенесенных или текущих соматических, в том числе инфекционных, заболеваний или интоксикаций.

Также в разделе: Нарушения внимания, памяти и интеллекта:

Источник: https://www.eurolab.ua/mental-health/3725/3732/30668

Расстройства внимания

Расстройства внимания или нарушения внимания — патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности.

Выделяют такие виды расстройства внимания, как сужение объема внимания, неустойчивость внимания. К расстройствам внимания можно отнести определенные типы невнимательности.

Сужение объема внимания — человек одновременно может воспринимать только небольшое число объектов.

Неустойчивость внимания — нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.

Ослабление внимания проявляется в невнимательности. Первым типом невнимательности является рассеянность, определяемая малой интенсивностью внимания. Этот тип невнимательности наблюдается в норме у детей дошкольного возраста и у астенизированных больных.

Второй тип невнимательности определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью вкутринаправленного внимания. Этот тип отмечается у лиц, одержимых какой-либо идеей, сосредоточенных на своих переживаниях. В болезненном состоянии он характерен для лиц со сверхценными и навязчивыми идеями.

Расстройство способности переключения внимания наблюдается при локальных поражениях органическим процессом лобных долей головного мозга. У таких больных возникшее действие неоднократно повторяется в результате затруднения в переключении внимания на новое действие (персеверация внимания).

Наблюдаются и противоположные случаи, когда способность переключения внимания патологически усиливается. Это отмечается у маниакальных больных. Их внимание непрерывно переключается на вновь возникающие объекты внешнего мира, слова, сказанные окружающими, и т.д.

, в результате чего они ни на чем на достаточно длительное время не могут сосредоточиться.

Третий тип расстройства внимания определяется не только весьма слабой интенсивностью концентрирования внимания, но еще более слабой его переключаемостью. Такого рода изменения внимания наблюдаются в старческом возрасте, при церебральном атеросклерозе, в условиях кислородного голодания.

Поскольку качество внимания зависит от многих условий, при его исследовании нужно учитывать: внимание в разных формах деятельности, изменение внимания в зависимости от утомления и общего состояния организма, эмоциональных переживаний и т.д.

Повышенная утомляемость особенно часто выражается в снижении внимания.

В связи с этим, важно выявить суточную, недельную или месячную кривую внимания. Следует установить, какие ошибки допускаются больными в работе и когда более всего. Нужно обратить внимание при опросе на допускаемые пропуски в письме, ошибки в счете.

Большое распространение при исследовании внимания получил корректурный метод. Исследуемому человеку дается текст, в котором в каждой строчке предлагается вычеркнуть одну (иногда две) буквы. Исследование проводится 5—8 мин. Целесообразно проводящему исследование отмечать в тексте, сколько знаков вычеркнуть.

По истечении времени подводят итог — количество правильно выполненных действий и сделанных ошибок. Важно обратить внимание на увеличение ошибок, что свидетельствует о нарастании утомления во времени, истощаемости нервных процессов.

Это характерно для некоторых больных, страдающих неврозами или органическим заболеванием головного мозга.

Кроме того, для оценки внимания используется счет. Например, дается ряд чисел от 1 до 25 и в каждом ряду имеются пропуски. Предлагается их заменить и восполнить. Можно исследовать истощаемость внимания, предлагая исследуемому вычитать от 100 по 7 или 13, с фиксацией времени выполнения задания, ошибок и т.д. Психологи также используют различные наборы таблиц для исследования внимания.

Источник: https://psyera.ru/4459/rasstroystva-vnimaniya

Расстройства внимания

Расстройства внимания – это состояние, при котором человек не может избирательно направлять свое восприятие на объект. Как правило, эти расстройства обусловлены органическими поражениями мозга, нейроэндокринными процессами, атрофическими мозговыми поражениями.

Так же расстройства внимания могут быть вызваны стрессовыми ситуациями, которые эмоционально заряжены. Расстройства внимания в медицине определяются во многие структуры психических и неврологических расстройств, такие как эпилепсия, паническое расстройство, депрессия, гиперактивность, олигофрения, дефицит внимания, неврастения и прочие.

Классифицируют расстройства внимания по функциям:

  • рассеянность внимания – расстройство его концентрации;
  • снижение объема воспринимаемой информации – расстройство объема внимания;
  • скачкообразное внимание – расстройство его устойчивости;
  • инертность внимания – расстройство переключаемости;
  • истощенное внимание – расстройство интенсивности.

Различным видам расстройств внимания подвержены люди пожилого возраста и те, кто имеет индивидуальные особенности психофизиологии.

Принято выделять три основных типа расстройств внимания: рассеянное внимание или порхающее, невнимательность и рассеянность.

Нарушение внимания может быть сопутствующим вслучаях: гипопрозексии, гиперпрозексии, парапрозексии, депрессии, эпилепсии, травм головного мозга.

К симптоматике нарушений внимания относятся:

  • рассеянность внимания (при этом человек не способен сосредоточиться на одном или нескольких объектах);
  • снижение объема воспринимаемой информации (больной не может воспринимать объем информации в больших или средних количествах);
  • скачкообразное внимание или лабильное (постоянная смена занятий и интересов пациента).

Диагноз нарушения внимания ставится врачами неврологом, психологом и психиатром. Для этого проводится патопсихологическое обследование, нейропсихологическое обследование, консультативное обследование неврологом, психиатром, клинико-анамнестическое интервью.

Профилактика нарушений внимания должна быть направлена на развитие и тренировку основных параметров внимания, таких как: устойчивость, концентрация, объем, переключаемость, интенсивность.

Лечение нарушения внимания проводится с помощью ноотропных препаратов и стимуляторов мозговой активности. Применяется метод электростимулирования коры больших полушарий, подкорковых структур мозга головы токами низкой интенсивности. Назначаются сеансы иглорефлексотерапии и психолого-педагогической коррекции.

При своевременно начатом лечении, чаще всего удается достичь длительных ремиссий данных аномалий.

Источник: https://nebolet.com/bolezni/rasstrojstva-vnimanija.html

Синдром дефицита внимания: как распознать и как бороться

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ) – неврологическо-поведенческое отклонение в развитии, сопровождающееся такими симптомами, как импульсивность, гиперактивность, сложности с концентрацией внимания. Имеет разновидности, включающие в себя отдельные симптомы, или все одновременно. Появляется у детей, но большую опасность представляет для взрослых.

Одна из проблем СДВГ заключается в неприятии этого феномена рядом людей, так или иначе имеющих отношение к медицине, психологии, педагогике. Зачастую, явлению не придают значения и не оказывают должного внимания, списывая симптомы на лень или прокрастинацию, отсутствие мотивации и недостаток силы воли.

Однако, с неврологической точки зрения, это стойкий, хронический синдром, связанный с нарушением развития нервной системы, имеющий трудности в диагностике и лечении.

Отдельные индивиды (около 30%), страдающие СДВГ в детстве, с возрастом приспосабливаются или перерастают заболевание, в случае, если взрослый человек остается подвержен данному синдрому, справляться с повседневностью становится труднее, чем психически здоровому человеку.

Причины появления

Существует несколько теорий возникновения СДВГ, однако, все они являются спорными и точной причины к настоящему моменту не установлено. Ясно лишь то, что данный процесс запускается в детском мозге и имеет риск сохранения синдрома взрослой особью.

  1. Ухудшение экологии и влияние загрязнения природы на человеческий организм.
  2. Наличие инфекций в теле матери во время беременности, хронические заболевания, а также действие лекарств, злоупотребление алкоголем, наркотиками, либо курение в этот период.
  3. Несовместимость резус-фактора матери и ребенка.
  4. Угрозы выкидыша, проблемы во время родов, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.
  5. Неправильное положение плода, обвитие его пуповиной ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.
  6. Любые болезни малышей, сопровождающиеся высокой температурой – факторы, нарушающие нормальную мозговую активность.
  7. Генетический фактор.

Сдвг у детей, симптомы, диагностика

Когда речь заходит о синдроме дефицита внимания взрослых людей, необходимо произвести ретроспективный анализ (самоанализ) поведения, ведь вытекает патология из детского возраста во взрослую жизнь у 30-50% пациентов. Диагностировать заболевание у ребенка возможно не ранее, чем с 12 лет (по другой версии, 6лет) Вот критерии, наличие которых свидетельствует о наличии недуга у ребенка:

  1.  повышенная двигательная активность
  2. нарушение концентрации внимания
  3. эмоциональная нестабильность
  4. отсутствие способности довести дело до конца
  5. вспыльчивость, импульсивность
  6. тяжелая переносимость стрессовых ситуаций

Симптомы сохраняются полугода, иногда их разделяют по классам невнимательности и гиперактивности, однако общую картину состояния можно выявить, обратившись к этим критериям.

Сдвг у взрослых, диагностика и лечение

Синдром дефицита внимания, “позаимствованный” из детства, может сильно испортить жизнь взрослому человеку. Таким людям сложнее получить образование, устроиться на работу, построить карьеру, наладить личную жизнь. Они часто попадают в опасные ситуации из-за невнимательности, становятся виновниками ДТП и прочих аварий.

Читайте также:  Препараты для лечение атеросклероза сосудов головного мозга

Зачастую, наличие синдрома обуславливается, или сопутствует ряду иных психических расстройств. Примечательно, что по статистике, лица мужского пола более подвержены развитию СДВГ в детском возрасте, однако, именно женщины чаще “переносят” расстройство во взрослую жизнь.

Симптомы, подтверждающие наличие болезни, могут проявляться в тех же вариациях, что и у детей, основными же признаками все так же являются невнимательность, гиперактивность и импульсивность, выявить которые возможно с помощью ВАШ – визуально-аналоговой шкалы астении.

Пациенту предлагается оценить свое состояние самостоятельно по десятибалльной шкале по следующим критериям:

  1. Невнимательность (неспособность сконцентрироваться на одном предмете или действии)
  2. Гиперактивность (неспособность сидеть на месте)
  3. Импульсивность (повышенная реакция на внешние раздражители)
  4. Астения (болезненное состояние, усталость, проявляющаяся в повышенной возбудимости, нарушениях сна, непереносимостью яркого света или громкого звука, неспособностью к длительной умственной или физической активности)
  5. Снижение мотивации
  6. Утомляемость
  7. Тревожность
  8. Интенсивность головной боли (данный симптом присущ подавляющему количеству пациентов с СДВГ).

Уровень самооценки по данной шкале значительно превышает показатели здорового человека, что помогает эффективно выявить признаки дефицита внимания.

К сожалению, однозначного и наиболее эффективного метода лечения синдрома не существует. Однако, можно практиковать и совмещать следующие способы лечения:

  1. Медикаментозное лечение. Назначают психостимуляторы – амфетамин, декстроамфетамин, метамфетамин, пемолин и т.д. Недостатком данного лечения является необходимость частого употребления препарата и опасность развития зависимости от лекарств.
  2. Психотерапия. Различные упражнения, направленные на поддержание правильного поведения, с помощью поощрения, вдохновления, наказания и т.д. дабы повысить мотивацию и закрепить результат.

Предложенные методы требуют длительного воздействия, однако при правильном подходе могут оказаться эффективными.

Современная медицина признает, что проблема еще мало изучена, имеет ряд несовершенств и недоработок как в диагностике, так и в лечении, имеет множество версий возникновения, однако заслуживает пристального внимания и исследования, т.к. напрямую связана с адаптацией и социализацией человека.

Источник: https://psyinspire.com/psychology/60-sindrom-deficita-vnimaniya-kak-raspoznat-i-kak-borotsya.html

Расстройства внимания

Расстройства или нарушения внимания патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности. Выделяют такие виды расстройства внимания, как сужение объёма внимания, неустойчивость внимания. К расстройствам внимания можно отнести определœенные типы невнимательности.

Нарушение переключав мости внимания– ϶ᴛᴏ нарушение лабильного перехода от одного стереотипа выполнения деятельности к другому, нарушение способности к оттормаживанию предшествующих способов деятельности.

Нарушение переключаемости внимания выражено у различных категорий больных детей по-разному. К примеру, дети с шизофренией, отличающиеся лабильностью протекания мыслительной деятельности, свободно переключаются с объекта на объект.

Но при выборе новых способов деятельности большое значение имеет их собственная мотивация.

Легкость, с которой эти дети переключаются, отягощается потерей осмысленности, выхолощенностью действия.

Умственно отсталые и больные эпилепсией испытывают значительные трудности при переключении с одного задания на другое.

В их деятельности особенно ярко проявляется застреваемость или ʼʼсоскальзываниеʼʼ на уже знакомый способ решения задания. У них снижена способность к распределœению внимания между разными видами деятельности.

Οʜᴎ не могут сразу выполнять два задания, к примеру, рисовать и рассказывать стихотворение.

Сужение объема внимания – человек одновременно может воспринимать только небольшое число объектов.

Неустойчивость внимания – нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.

Ослабление внимания проявляется в невнимательности. Первым типом невнимательности является рассеянность, определяемая малой интенсивностью внимания. Этот тип невнимательности наблюдается в норме у детей дошкольного возраста и у астенизированных больных.

Второй тип невнимательности определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внутринаправленного внимания. Этот тип отмечается у лиц, одержимых какой-либо идеей, сосредоточенных на своих переживаниях. В болезненном состоянии он характерен для лиц со сверхценными и навязчивыми идеями.

Расстройство способности переключения внимания наблюдается при локальных поражениях органическим процессом лобных долей головного мозга. У таких больных возникшее действие неоднократно повторяется в результате затруднения в переключении внимания на новое действие (персеверация внимания).

Наблюдаются и противоположные случаи, когда способность переключения внимания патологически усиливается. Это отмечается у маниакальных больных. Их внимание непрерывно переключается на вновь возникающие объекты внешнего мира, слова, сказанные окружающими, и т. д.

, благодаря чему они ни на чем на достаточно долгое время не могут сосредоточиться.

Третий тип невнимательности определяется не только весьма слабой интенсивностью концентрирования внимания, но еще более слабой его переключаемостью. Такого рода изменения внимания наблюдаются в старческом возрасте, при церебральном атеросклерозе, в условиях кислородного голодания.

Необходимо отметить, что повышенная утомляемость особенно часто выражается в снижении внимания.

Поскольку качество внимания зависит от многих условий, при его исследовании нужно учитывать: внимание в разных формах деятельности, изменение внимания исходя из утомления и общего состояния организма, эмоциональных переживаний и т. д.

Большое распространение при исследовании внимания получил корректурный метод. Исследуемому человеку дается текст, в котором в каждой строчке предлагается вычеркнуть одну (иногда две) буквы. Исследование проводится 5-8 мин.

Целœесообразно проводящему исследование отмечать в тексте, сколько знаков вычеркнуть. По истечении времени подводят итог – количество правильно выполненных действий и сделанных ошибок.

Важно обратить внимание на увеличение ошибок, что свидетельствует о нарастании утомления во времени, истощаемости нервных процессов.

Вместе с тем, для оценки внимания используется счет. К примеру, дается ряд чисел от 1 до 25 и в каждом ряду имеются пропуски. Предлагается их заменить и восполнить. Можно исследовать истощаемость внимания, предлагая исследуемому вычитать от 100 по 7 или 13, с фиксацией времени выполнения задания, ошибок и т. д. Психологи также используют различные наборы таблиц.

Память

  • – Расстройства внимания

    В психиатрии отдельные симптомы нарушения внимания, как правило, не выде­ляются, хотя в процессе клинического обследования неспособность сосредоточить­ся, рассеянность больного всегда отмечается в рамках определения психопатологи­ческих синдромов. Специальные… [читать подробнее].

  • – Расстройства внимания

    Расстройства или нарушения внимания – патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности. Выделяют такие виды расстройства внимания, как сужение объема внимания, неустойчивость внимания. К расстройствам внимания можно отнести… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/393081_rasstroystva_vnimaniya

    Психические расстройства: разнообразные нарушения человеческой психики

    data-full-width-responsive=”true”>

    Термин обладает несколькими толкованиями, как в сфере юриспруденции, так и в психиатрии или психологии, что вносит неоднозначность в его значение.

    МКБ (международная классификация болезней) не выделяет данное расстройство в качестве душевной либо психической болезни.

    Термин скорее носит общую оценку разнообразных нарушений человеческой психики.

    Психиатрией отмечается, что не всегда существует возможность выявить биологические, общественные либо медицинские признаки психических отклонений. Лишь немногие психические проблемы возникли по причине физического нарушения организма.

    Факторы риска

    Каждое расстройство психики индивида может возникнуть как по причине изменения структуры, так и ввиду нарушения нормального функционирования мозга.

    Причины, оказывающие на это влияние, подразделяют на следующие группы:

    1. Экзогенные. К данной категории принято относить любой внешний фактор, оказывающий влияние на человека: будь то различные производственные токсины, наркотические препараты, микроорганизмы или травмы мозга, которые в том числе могли быть вызваны заболеванием.
    2. Эндогенные. В эту категорию входят имманентные факторы, которые включили в свой состав нарушения набора хромосом, заболевания генов, наследственные болезни.

    Научно невозможно объяснить еще множество психических нарушений. Каждый 4-й обладает склонностью к психическим расстройствам и изменчивости поведения.

    К основным факторам, провоцирующим рассматриваемые патологии, принято относить биологическое и психологическое влияние окружения.

    Нарушение может генетически передаваться вне зависимости от половой принадлежности. Психологические факторы объединили собой наследственность, а также воздействие окружения, что способно приводить к нарушениям личности.

    Воспитание среди детей ложного представления о семейных ценностях повышает шансы на развитие психических расстройств.

    Психические патологии наиболее часто проявляются среди больных сахарным диабетом, сосудистыми заболеваниями мозга, инфекционными заболеваниями, а также испытавших инсульт.

    Алкогольная зависимость способна лишать человека вменяемого состояния, нарушая психические и физические функции организма.

    Симптомы заболевания могут также проявляться в случае регулярного употребления психоактивных препаратов, влияющих на нервную систему.

    Осенние обострения или личные неприятности способны любого человека привести к легкой депрессии. Именно по этой причине осенью рекомендуют употреблять витамины.

    Классификация

    Чтобы было удобнее ставить диагноз, организация всемирного здравоохранения классифицировала психические патологии, которые принято группировать следующим образом:

    1. Состояние, вызываемое разного рода органическими повреждениями головного мозга. В эту категорию относят расстройства, вызванные травмами мозга, инсультами или системными заболеваниями. Нарушаются когнитивные функции, возникают такие симптомы, как галлюцинации, эмоциональная изменчивость, бредовые идеи.
    2. Стойкое психическое изменение, вызванное чрезмерным употреблением алкоголя или наркотиков. В данную группу входят патологии, которые были вызваны влиянием психоактивных препаратов, а также седативных, снотворных, галлюциногенных веществ.
    3. Шизофрения и шизотипические расстройства. Симптомы проявляются в виде резкой смены характера, совершения алогичных и нелепых поступков, изменения интересов и возникновения нехарактерных увлечений, падения работоспособности. Индивид может полностью утратить состояние вменяемости и восприятия окружающих его событий. Если симптомы слабо выражены либо относятся к пограничному состоянию, то у пациента диагностируется шизотипическое расстройство.
    4. Аффективные расстройства являются группой нарушений, проявляющихся сменой настроения. Ярчайшим представителем категории считается биполярное расстройство. Также в данную группу входят мании с разнообразными психотическими расстройствами и гипоманией. Устойчивыми формами данных расстройств считается циклотимия и дистимия.
    5. Фобии и неврозы. В данную группу принято относить различные невротические расстройства, включающие паническую атаку, параноидальное состояние, невроз, хроническое стрессовое состояние, различные фобии и соматизированные отклонения. Классификация включает специфические и ситуационные виды фобий.
    6. Поведенческие синдромы, включающие физиологические проблемы. К этой группе относят разнообразные виды нарушений, связанные с питанием, сном и сексуальные дисфункции.
    7. Расстройства личности и поведения. Данная группа включила в себя множество состояний, в том числе проблемы идентификации по половой принадлежности, предпочтений сексуального характера, привычек и влечения.

      К специфическим расстройствам личности относят стойкое изменение поведения как реакцию на социальную либо личностную ситуацию. Подобные состояния включают параноидные, шизоидные, диссоциальные симптомы расстройства личности.

    8. Умственная отсталость. В эту категорию включены врожденные состояния, характеризуемые задержкой в психическом развитии. Данные проявления снижают интеллектуальные функции, такие как речь, мышление, внимание, память и функции социальной адаптации.

      Расстройство может быть легкой, умеренной, средней и тяжелой степени, которая характеризуется явными клиническими проявлениями. Основываются данные состояния на возможных травмах плода во время родов, задержках в развитии внутри утробы матери, генетических предрасположенностях, а также дефиците внимания в раннем возрасте.

    9. Нарушения развития психики. Данная категория включила речевые патологии, задержку в получении навыков, обучения, моторных функций и проблемы психологического развития. Состояние проявляется в детстве и часто бывает вызвано повреждением головного мозга. Протекает равномерно, без ухудшения и ремиссии.
    10. Нарушения, которые связаны с активностью и вниманием. В данную группу также включены гиперкинетические патологии. Симптомы проявляются у подростков или детей в виде проблем со вниманием. Дети проявляют гиперактивность, непослушание, иногда агрессию.
    Читайте также:  Заболевание фибромиалгия: что это такое и как его лечить

    Симптоматика

    Психические патологии обладают следующими симптомами, подразделенными на группы признаков.

    1. 1 группа — галлюцинации

      К галлюцинациям относят мнимое восприятие, не вызванное внешним предметом. Такие восприятия могут быть вербальными, зрительными, тактильными, вкусовыми и обонятельными.

      • Вербальные (слуховые) галлюцинации проявляются отдельными словами, песнями, музыкой, фразами, которые слышит пациент. Часто слова могут носить характер угрозы или приказа, которому трудно сопротивляться.
      • Зрительная может проявиться возникновением силуэтов, предметов, картинок и полноценных фильмов.
      • Тактильная галлюцинация воспринимается как ощущение на теле посторонних существ или предметов, а также их перемещение по телу и конечностям.
      • Вкусовая галлюцинация характеризуется чувством вкуса, будто пациент что-либо надкусил.
      • Обонятельная галлюцинация проявляется чутьем ароматов, обычно вызывающих отвращение.
    2. Галлюцинации могут проявляться в самых разнообразных случаях и являются симптомом психоза. Могут встречаться как при шизофрении, так и при отравлении алкоголем или другими токсичными веществами. Также возможно проявление в случае поражения мозга или при старческом психозе.

    3. 2 группа — симптомы нарушения мышления

      В данную группу симптомов входят патологии мыслительных процессов, она включает: навязчивые, бредовые и сверхценные идеи.

      • Навязчивые идеи включают состояния, которые проявляются против воли пациента. Больной оценивает стояние критически и пытается с ним справиться. Навязчивые мысли характеризуются противоречивостью мировоззрению пациента. Навязчивая идея имеет место в случае неврозного состояния или шизофрении.
        • навязчивое сомнение проявляется регулярной неуверенностью в совершаемых поступках и действиях, существует вопреки разумной логике;
        • больной может многократно проверять включены ли электроприборы, заперты ли двери;
        • навязчивое воспоминание проявляется регулярным напоминанием самому себе о неприятном факте либо событии;
        • навязчивая абстрактная идея проявляется прокручиванием в мыслях несвязных понятий, цифр и операций с ними.
      • Сверхценные идеи. Они проявляются в виде логически подкрепленных убеждений, основывающихся на реалистичных ситуациях, которые связаны с личностными особенностями и заряжены эмоционально. Такие идеи толкают больного к узконаправленным действиям, что часто способствует его дезадаптации. При этом сохраняется критичность мышления, поэтому возможна корректировка идей.
      • Бредовые идеи. Под ними подразумевается ложная идея, возникающая на фоне психических расстройств и не соответствующая реальности. Подобные суждения не подвергаются критике, поэтому в полной мере погружаются в сознание пациента, изменяя деятельность и снижая социальную адаптацию больного.
    4. 3 группа — признаки нарушения эмоций

      Здесь группируются различные виды эмоциональных нарушений, отражающие человеческое отношение к реальности и себе лично.

      Человеческий организм обладает тесной связью с внешней средой, что приводит к постоянному воздействию раздражителей извне.

      Такое воздействие может быть как эмоционально позитивным, так и негативным или вызывать неопределенность. Эмоции бывают вновь возникшими (гипотимными, гипертимными и паратимными) либо утерянными.

    1. Гипотимия проявляется снижением настроения в виде испытания тревожности, страхов, чувства тоски или растерянности.
      • Тоска является состоянием, угнетающим любые психические процессы человека. Все окружение окрашено мрачными тонами.

        Активность снижается, присутствует сильная выраженность обреченности. Возникает чувство, будто жизнь лишена смысла.
        Существует высокая вероятность суицида. Тоска проявляется в случаях невроза и маниакально-депрессивного психоза.

      • Тревога — внутреннее беспокойство, стеснение и излишняя напряженность в груди. Обычно сопровождается чувством надвигающейся беды.
      • Страх — это состояние, вызывающее опасение за собственную жизнь и благосостояние. Больной может, при этом, не осознавать чего боится на самом деле и находиться в состоянии ожидания, что с ним произойдет что-то нехорошее.

        Кто-то будет стремиться сбежать, некоторые становятся подавленными, застывая на месте. Страх может обладать определенностью. В таком случае человек осознает причину страха (автомобили, животные, другие люди).

      • Растерянность. В данном состоянии наблюдается изменчивость эмоционального фона вместе с проявлением недоумения.
    2. Гипотимные состояния не обладают спецификой и могут встречаться при различных состояниях.
    3. Гипертимия — чрезмерно хорошее настроение. Такие состояния проявляются эйфорией, благодушием, экстазом, гневливостью.
      • Эйфория — беспричинная радость, счастье. В данном состоянии часто возникает стремление что-либо делать. Проявляется при употреблении алкоголя или наркотиков, а также при маниакально-депрессивном психозе.
      • Экстаз характеризуется наивысшей степенью повышения настроения. Проявляется у больных шизофренией либо эпилепсией.
      • Благодушие — состояние беспечности с отсутствием стремления к действиям. Наиболее часто возникает при старческом слабоумии либо атрофических процессах мозга.
      • Гневливость. Состояние является раздражительностью наивысшего уровня, озлобленностью с проявлением агрессивной, разрушительной деятельности. При сочетании с тоской называется дисфорией. Состояние характерно для больных эпилепсией.

    Все описанные выше виды эмоциональных состояний могут встречаться у совершенно здорового человека в повседневной жизни: основным фактором тут является количество проявлений, интенсивность и влияние на дальнейшую деятельность.

  • 4 группа — симптомы нарушения памяти
  • Четвертая группа содержит симптомы проблем памяти. К таковым относят снижение функции памяти или их полную утрату, неспособность запомнить, удержать и воспроизвести отдельно взятые события или информацию.

    Их подразделяют на парамнезию (обман памяти) и амнезию (утрата памяти)

  • 5 группа — признаки нарушения волевой деятельности

    К волевым расстройствам относят такие виды нарушений, как гипобулия (выражается ослаблением волевой активности), абулия (отсутствие активности), а также парабулия (извращение волевых актов).

    1. Гипобулия характеризуется снижением интенсивности и количества действий, побуждающих к активности. Может проявляться угнетением отдельных инстинктов, например, пищевого, полового или оборонительного, что приводит к анорексии, снижению либидо и отсутствию защитных действий на угрозу соответственно. Обычно наблюдается при неврозах, депрессивных состояниях. Более стойкие состояния возникают в некоторых случаях повреждения мозга, а также шизофрении и слабоумии.
    2. Противоположным симптомом является гипербулия, которая выражается болезненным повышением волевой активности. Подобное нездоровое стремление к деятельности возникает в случае маниакально-депрессивного психоза, слабоумия и некоторых видов психопатии.
  • 6 группа — признаки расстройства внимания
  • Шестая группа симптомов включает признаки рассеянности, отвлекаемости, истощаемости и тугоподвижности.

    1. Рассеянность. В таком состоянии человек не способен сосредоточить внимание на одном виде деятельности.
    2. Истощаемость. Такое нарушение внимания приводит к ослаблению сосредоточенности на определенном процессе. В следствии становится невозможно продуктивно выполнять работу.
    3. Отвлекаемость. Подобное проявление приводит к частой и необоснованной смене деятельности, а в результате и к утрате продуктивности.
    4. Тугоподвижность. Человеку становится сложно переключать внимание с одних объектов на другие.

    Описанные патологии почти всегда возникают в случаях психического заболевания.

    Общественная реакция

    Большая часть людей стремится избегать контакта с людьми, страдающими от психических расстройств, чаще всего причиной тому служат стереотипы.

    При этом существует множество вариантов отклонений, которые создают проблемы больному, но никак не окружающим его людям. Лишь некоторые патологии приводят к асоциальному поведению и нарушению законов. При этом человек признается невменяемым и направляется на принудительную терапию.

    Старые стереотипы взращивают в людях комплексы, которые не позволяют посещать психотерапевтов, как это принято в западной культуре. Никто не может быть застрахован от психических нарушений, поэтому не стоит игнорировать специалистов, которые могут помочь победить психологическую проблему.

    При своевременном оказании правильной медицинской помощи можно избежать тяжелого и порой необратимого влияния психического заболевания на человека.

    Источник: http://prodepressiju.ru/psihicheskie-rasstrojstva/psihicheskie-rasstroystva.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector