Речевые центры головного мозга человека

В каком отделе головного мозга располагаются центры речи человека

Пройти тестирование по этим заданиям

Вернуться к каталогу заданийВерсия для печати и копирования в MS Word

Какую функцию в организме человека и животного выполняет нервная клетка

4) проведения возбуждения

Пояснение.

Основное свойство нервной клетки – это возбуждение и проведение нервного импульса.

Ответ: 4

В каком отделе мозга расположен центр дыхания

4) кора больших полушарий

Пояснение.

Центры дыхания, пищеварения, сердечно — сосудистой системы расположены в продолговатом мозге.

Ответ: 1

Соматическая нервная система регулирует деятельность

2) желез внутренней секреции

4) гладкой мускулатуры

Пояснение.

Соматическая нервная система управляет скелетными мышцами, внутренними органами управляет вегетативная нервная система.

Ответ: 3

Регуляцию и со­гла­со­ва­ние физиологических процессов, про­те­ка­ю­щих во внут­рен­них органах, обеспечивает

1) про­ме­жу­точ­ный мозг

4) мозжечок

Пояснение.

За счет ги­по­фи­за происходит ре­гу­ля­ция процессов ор­га­низ­ма через же­ле­зы внутренней секреции. Ги­по­та­ла­мо – ги­по­фи­зар­ная система. Верный ответ — промежуточный мозг — часть ствола головного мозга, включающая зрительные бугры (таламус), забугорную область (метаталамус), подбугорную область (гипоталамус), надбугорную область (эпиталамус) и субталамическую область (субталамус).

Ответ: 1

Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, расположены у человека в

1) коре больших полушарий

4) среднем мозге

Пояснение.

Центры условных рефлексов расположены в коре больших полушарий, центры безусловных рефлексов — в спинном мозге.

Ответ: 1

В коре больших полушарий головного мозга зрительный анализатор расположен в области

Пояснение.

Центр зрительного анализатора расположен в затылочной доле коры больших полушарий.

Ответ: 2

Какой отдел мозга регулирует координацию движений

4) кора больших полушарий

Пояснение.

За координацию движений отвечает мозжечок.

Ответ: 3

Серое вещество в головном и спинном мозге образовано

1) телами нейронов и их короткими отростками

2) длинными отростками нейронов

3) чувствительными нейронами

4) двигательными нейронами

Пояснение.

Длинными отростками образовано белое вещество, телами нейронов – серое вещество.

Ответ: 1

Травма мозжечка может привести к нарушению

3) деятельности органов дыхания

4) деятельности органов кровообращения

Пояснение.

Мозжечек координирует движения, его травма приводит к нарушению координации движений.

Ответ: 2

Продолговатый мозг, в отличие от мозжечка,

2) обеспечивает равновесие тела в пространстве

3) способствует точности действий

4) управляет сердечной деятельностью и дыханием

Пояснение.

В продолговатом мозге находятся центр дыхания, кровообращения, а мозжечек отвечает за координацию движений.

Ответ: 4

Нервная регуляция у человека осуществляется с помощью

1) веществ, вырабатываемых в железах внутренней секреции

2) ферментов, образующихся в пищеварительных железах

3) нуклеиновых кислот, образующихся в ядре клетки

4) электрических волн, распространяющихся по нервным волокнам

Пояснение.

Нервная регуляция осуществляется за счет нервного импульса, бегущего по нервным волокнам.

Ответ: 4

При умственной работе в клетках мозга человека усиливается

Пояснение.

При умственной работе необходима энергия для работы клеток мозга.

Ответ: 3

В каком отделе головного мозга располагаются центры речи человека

4) кора больших полушарий

Пояснение.

Центр речи находится в коре больших полушарий.

Ответ: 4

В какую область коры больших полушарий поступают нервные импульсы от рецепторов слуха

Пояснение.

Центр слуха находится в височной зоне коры больших полушарий.

Ответ: 3

Какие функции выполняют в нервной ткани клетки-спутники

1) возникновения возбуждения и его проведения по нервным волокнам

2) питательную, опорную и защитную

3) передачи нервных импульсов от нейрона к нейрону

4) постоянного обновления нервной ткани

Пояснение.

Клетки — спутницы в первую очередь выполняют защитную и опорную функции.

Ответ: 2

Центры глотательных, дыхательных, сердечно-сосудистых и других жизненно важных рефлексов располагаются в

Пояснение.

В продолговатом мозге находятся центры внутренних органов.

Ответ: 3

Рефлексы, которые не могут быть усилены или заторможены по воле человека, осуществляются через нервную систему

Пояснение.

Вегетативная система управляет внутренними органами, происходит это без контроля сознания человека.

Ответ: 2

Действие раздражителей вызывает возникновение нервного импульса в

1) чувствительных нейронах

4) вставочных нейронах

Пояснение.

Рецептор преобразует раздражение в нервный импульс.

Ответ: 3

Нервным импульсом называют

1) электрическую волну, бегущую по нервному волокну

2) передачу информации с одного нейрона на следующий

3) передачу информации от клетки к клетке

4) процесс, обеспечивающий торможение клетки-адресата

Пояснение.

Нервный импульс — это электрическая волна, бегущая по нервному волокну.

Ответ: 1

Нервная регуляция функций в теле человека осуществляется с помощью

1) электрических импульсов

2) механических раздражений

4) ферментов

Пояснение.

Раздражения из внешней среды переводятся рецепторами в нервные импульсы, с помощью которых и осуществляется нервная регуляция.

Ответ: 1

Пучки длин­ных отростков нейронов, по­кры­тые соединительнотканной обо­лоч­кой и рас­по­ло­жен­ные вне цен­траль­ной нервной системы, образуют

4) кору боль­ших полушарий

Пояснение.

Нервы — это пе­ри­фе­ри­че­ская часть нерв­ной системы, со­сто­я­щая из длин­ных отростков (аксонов) нерв­ных клеток.

Ответ: 1

Ответ: 1

Пример элементарной рассудочной деятельности

1) отдергивание руки при соприкосновении с горячим предметом

2) подкарауливание хищником своей добычи в засаде

3) вскармливание животными своих детенышей

4) речь попугая

Пояснение.

Рассудочная деятельность – это условный рефлекс, А,В – безусловные рефлексы, Г – условный рефлекс, не связанный с рассудочной деятельностью.

Ответ: 2

Нервная регуляция функций в теле человека осуществляется с помощью

1) электрических импульсов

2) механических раздражений

4) ферментов

Пояснение.

Нервная регуляция осуществляется с помощью нервных импульсов.

Ответ: 1

Структурной и функциональной единицей нервной системы считают

Пояснение.

Нейрон – это клетка нервной ткани.

Ответ: 1

Рецепторы — это чувствительные образования, которые

1) передают импульсы в центральную нервную систему

2) передают нервные импульсы со вставочных нейронов на исполнительные

3) воспринимают раздражения и преобразуют энергию раздражителей в процесс нервного возбуждения

4) воспринимают нервные импульсы от чувствительных нейронов

Пояснение.

1 – чувствительные нейроны, 2 – синапс, 4 – вставочные нейроны. Воспринимают раздражения и преобразуют энергию раздражителей в процесс нервного возбуждения рецепторы (3).

Ответ: 3

Наиболее чувствительны к недостатку кислорода клетки

Пояснение.

Самые чувствительные к недостатку кислорода — это клетки головного мозга.

Ответ: 2

Соматическая нервная система, в отличие от вегетативной, управляет работой

Пояснение.

Соматическая нервная система управляет скелетными мышцами, вегетативная – гладкими мышцами внутренних органов.

Ответ: 1

Продолговатый отдел го­лов­но­го мозга че­ло­ве­ка не регулирует

1) ды­ха­тель­ные движения

2) пе­ри­сталь­ти­ку кишечника

3) сер­деч­ные сокращения

4) рав­но­ве­сие тела

Пояснение.

Про­дол­го­ва­тый отдел го­лов­но­го мозга че­ло­ве­ка ре­гу­ли­ру­ет: ды­ха­тель­ные дви­же­ния, пе­ри­сталь­ти­ку ки­шеч­ни­ка, сер­деч­ные со­кра­ще­ния.

Но в задании спрашиваю, что продолговатый мозг НЕ регулирует.

Равновесие тела ре­гу­ли­ру­ет мозжечок. Значит, ответ: 4

Ответ: 4

По каким нервам происходит передвижение импульсов, усиливающих пульс?

4) черепно-мозговым чувствительным

Пояснение.

Симпатический отдел нервной системы усиливает работу сердечной мышцы.

Ответ: 1

Пример саморегуляции организма

1) учащение сердцебиения в душной комнате

2) поворот головы на резкий звук

3) реакция на внезапный лай собаки

4) условный рефлекс на запах любимого блюда

Пояснение.

Углекислый газ усиливает сердцебиение.

Ответ: 1

Вегетативная нервная система регулирует работу мышц

Пояснение.

Вегетативная нервная система регулирует работу внутренних органов, соматическая – скелетных мышц.

Ответ: 4

Нервная ткань со­сто­ит из

1) плотно при­ле­га­ю­щих друг к другу клеток

2) клеток-спутников и кле­ток с ко­рот­ки­ми и длин­ны­ми отростками

3) длинных во­ло­кон со мно­же­ством ядер

4) клеток и меж­кле­точ­но­го вещества с эла­стич­ны­ми волокнами

Пояснение.

1 – эпи­те­ли­аль­ная ткань, 3 – мы­шеч­ная ткань, 4 – со­еди­ни­тель­ная ткань.

Ответ: 2

Короткий от­ро­сток нервной клет­ки называется:

Пояснение.

Аксон – длин­ный отросток,нейрон – нерв­ная клетка, си­напс – кон­такт нервных кле­ток для пе­ре­да­чи нервного импульса, денд­рит – ко­рот­кий отросток.

Примечание.

Аксон — это нервное волокно: длинный одиночный отросток, который отходит от тела клетки — нейрона, и передает от него импульсы.

Дендрит — разветвлённый отросток нейрона, который получает информацию через химические (или электрические) синапсы от аксонов (или дендритов и сомы) других нейронов и передаёт её через электрический сигнал к телу нейрона. Основной функцией дендрита является восприятие и передача сигналов от одного нейрона к другому от внешнего раздражителя или рецепторных клеток.

Различие аксонов от дендритов состоит в преобладающей длине аксона, более ровном контуре, и ответвления от аксона начинаются на большем расстоянии от места отхождения, чем у дендрита.

Ответ: 3

Ответ: 3

Длинный отросток нервной клетки называется:

Пояснение.

Аксон – длинный отросток,нейрон – нервная клетка, синапс – контакт нервных клеток для передачи нервного импульса, дендрит – короткий отросток.

Ответ: 1

Место кон­так­тов двух нерв­ных клеток друг с дру­гом называется:

Пояснение.

Аксон – длин­ный отросток,нейрон – нерв­ная клетка, си­напс – кон­такт нервных кле­ток для пе­ре­да­чи нервного импульса, денд­рит – ко­рот­кий отросток.

Ответ: 4

Ответ: 4

Нервы – это:

2) скопление тел нейронов,

3) пучки аксонов, выходящие за пределы мозга,

4) рецепторы.

Пояснение.

Нервы — это периферическая часть нервной системы, состоящая из длинных отростков (аксонов) нервных клеток.

Ответ: 3

Полушария головного мозга соединяются друг с другом:

Пояснение.

Полушария головного мозга соединяются мозолистым телом.

Ответ: 2

Влияние парасимпатической нервной системы на сердечную деятельность выражается в:

1) замедлении сердцебиения,

2) учащении сердцебиения,

4) аритмии.

Пояснение.

Симпатическая нервная система усиливает работу сердечной мышцы, а парасимпатическая – замедляет.

Ответ: 1

Пояснение.

Нервная система — это система органов, включающая головной и спинной мозг.

Ответ: 3

Аксоны – отростки нервных клеток, которые выходят за пределы центральной нервной системы, собираются в пучки и образуют:

Пояснение.

Нервы — это периферическая часть нервной системы, состоящая из длинных отростков (аксонов) нервных клеток.

Ответ: 4

Нервные клетки отличаются от остальных наличием:

2) отростков разной длины,

4) сократимостью.

Пояснение.

У нервных клеток есть разветвленные дендриты и длинные аксоны.

Ответ: 2

В про­дол­го­ва­том мозге рас­по­ло­жен центр рефлекса:

Пояснение.

2, 3, 4 – цен­тры находятся в спин­ном мозге; для мочеиспускания и дефекации следует учесть, что речь идет о непроизвольном акте.

Примечание.

Процессы дефекации мочеиспускания сложны.

Данный процесс находится под контролем центральной, вегетативной и соматической нервных систем.

В мозговые центры, регулирующие мочеиспускание входят мостовой центр мочеиспускания и кора головного мозга.

Произвольный акт дефекации происходит при участии коры больших полушарий головного мозга, продолговатого мозга и гипоталамуса, сообщения от которых проходят через центр непроизвольной дефекации, который расположен в спинном мозге.

Ответ: 1

Спинной мозг — это составная часть нервной системы:

Пояснение.

Спинной и головной мозг составляют центральную нервную систему.

Ответ: 4

Какой буквой на рисунке обозначен отдел мозга человека, в котором располагаются центры речи?

Пояснение.

Центр речи располагается в лобной доле коры больших полушарий.

Ответ: 4

Какой бук­вой на ри­сун­ке обозначен отдел го­лов­но­го мозга, в ко­то­ром расположен центр дыхания?

Пояснение.

Центр ды­ха­ния расположен в про­дол­го­ва­том мозге и обозначен буквой А.

Ответ: 1

К условным рефлексам относится

2) рытье кротом подземных ходов

3) вскармливание детенышей молоком

4) лай собаки при команде «голос»

Пояснение.

Условные рефлексы вырабатываются в процессе жизни (жизненный опыт). Действия собаки по команде — это условный рефлекс.

Ответ: 4

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по биологии. Ва­ри­ант 1.

Болевой отдергивательный рефлекс у человека контролируется

2) только головным мозгом

3) спинным и головным мозгом

4) только корой головного мозга

Пояснение.

Болевой раздражитель (например, булавочный укол) приведет к возникновению безусловного рефлекса — отдергивания пальца еще до того момента, как головной мозг отправит сообщение о необходимости участия в этом процессе мышц.

Но в то же самое время, приходя в лабораторию сдавать кровь мы не отдергиваем руку, так как головной мозг затормаживает проявление безусловного рефлекса.

Значит, болевой отдергивательный рефлекс у человека контролируется и спинным, и головным мозгом.

Ответ: 3

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по биологии. Ва­ри­ант 2.

Передача нервного импульса в синапсе осуществляется

Пояснение.

Передача импульсов в нервных клетках осуществляется химическим путём

В синаптическом расширении имеются мелкие везикулы, так называемые синаптические пузырьки, содержащие медиатор. На постсинаптической мембране присутствуют рецепторы к тому или иному медиатору.

Ответ: 3

Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская работа по био­ло­гии 30.11.2012 ва­ри­ант 1.

Функция вставочных нейронов заключается в

1) восприятии раздражения органа

2) проведении нервного импульса к мышце

3) проведении нервного импульса от органа в ЦНС

4) передаче импульса от нейрона к нейрону внутри ЦНС

Пояснение.

Вставочный нейрон передает нервный импульс с чувствительного на двигательный нейрон.

Ответ: 4

Источник: http://pohudenie-tut.ru/1597_v-kakom-otdele-golovnogo-mozga-raspolagayutsya-centry-rechi-cheloveka/

открытая библиотека учебной информации

Периферические системы обеспечения речи

  • К периферическим органам речи относятся:
    • энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука (легкие и главная дыхательная мышца — диафрагма);
    • генераторная система — звуковые вибраторы, при колебании которых образуются звуковые волны (голосовые связки гортани — тоновый вибратор; щели и затворы, получающиеся во рту при артикуляции);
    • резонаторная система (носоглотка, череп, гортань и грудная клетка).

Речь образуется в результате изменения формы и объема надставной трубки, состоящей из полости рта͵ носа и глотки. В резонаторной системе, отвечающей за тембр голоса, образуются определœенные форманты, специфические для данного языка. Резонанс возникает в результате изменения формы и объема надставной трубки.

Читайте также:  Гипертонический криз — симптомы, признаки, последствия, лечение и причины

Артикуляция это совместная работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи. Артикуляция регулируется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями.

Для правильной артикуляции необходима определœенная система движений органов речи, формирующаяся под влиянием слухового и кинœестизического анализаторов.

Процесс речи можно рассматривать как результат работы периферических органов, основанный на генерации дифференцированных акустических последовательностей (звуков) и являющийся высоко-координированной произвольной моторной активностью фонационного и артикуляционного аппаратов.

Все характеристики речи, такие, как скорость, сила звука, тембр, окончательно складываются у мужчины после так называемой “ломки голоса”, а у женщины по достижении старшего подросткового возраста и представляют собой устойчивую функциональную систему, которая остается практически неизменной вплоть до глубокой старости. Именно в связи с этим мы легко узнаем знакомого по голосу и по особенностям речи.

Клинические данные, полученные при изучении локальных поражений мозга, а также результаты электростимуляции структур мозга, позволили четко выделить те специализированные структуры коры и подкорковых образований, которые ответственны за способность произносить и понимать речь.

Так установлено, что локальные поражения левого полушария различной природы у правшей приводят, как правило, к нарушению функции речи в целом, а не к выпадению какой-либо одной речевой функции.Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, тесно связана с развитием фонематического слуха, ᴛ.ᴇ.

слуха, обеспечивающего восприятие и понимание фонем данного языка. Главная роль в адекватном функционировании фонематического слуха принадлежит такому центральному органу речи как слухоречевая зона коры больших полушарий — задняя треть верхней височной извилины левого полушария, т.н. центр Вернике.

К другому центральному органу речи принадлежит т.н. зона Брока, которая у лиц с доминированием речи по левому полушарию, находится в нижних отделах третьей лобной извилины левого полушария. Зона Брока обеспечивает моторную организацию речи. В 60-е гᴦ. широкую известность получили исследования В.

Пенфилда, который во время операций на открытом мозге с помощью слабых токов раздражал речевые зоны коры (Брока и Вернике) и получал изменения речевой активности пациентов. (Операции такого рода иногда выполняют при местной анестезии, в связи с этим с пациентом можно поддерживать речевой контакт). Эти факты нашли свое подтверждение и в более поздних работах.

Было установлено, что с помощью электростимуляции можно выделить всœе зоны и участки коры, включающиеся в выполнение той или иной речевой задачи, и эти участки весьма специализированы по отношению к особенностям речевой деятельности.

Синтагматические и парадигматические аспекты речи. В нейропсихологии при изучении локальных поражений мозга установлено существование нарушений речевых функций (афазий) двух категорий: синтагматические и парадигматические.

Первые связаны с трудностями динамической организации речевого высказывания и наблюдаются при поражении передних отделов левого полушария. Вторые возникают при поражении задних отделов левого полушария и связаны с нарушением кодов речи (фонематического, артикуляционного, семантического и т.д.).

Синтагматические афазии возникают при нарушениях в работе передних отделов головного мозга, в частности центра Брока. Его поражение вызывает эфферентную моторную афазию, при которой собственная речь нарушается, а понимание чужой речи сохраняется почти полностью.

При эфферентной моторной афазии нарушается кинœетическая мелодия слов по причинœе невозможности плавного переключения с одного элемента высказывания на другой. Больные с афазией Брока осознают большую часть своих речевых ошибок, но могут общаться с большим трудом и лишь незначительное количество времени.

Поражение другого отдела передних речевых зон (в нижних отделах премоторной зоны коры) сопровождается так называемой динамической афазией, когда больной теряет способность формулировать высказывание, переводить свои мысли в развернутую речь (нарушение программирующей функции речи).

При поражении центра Вернике возникают нарушения фонематического слуха, появляются затруднения в понимании устной речи, в письме под диктовку (сенсорная афазия). Речь такого больного достаточно беглая, но обычно бессмысленная, т.к. больной не замечает своих дефектов.

С поражением задних отделов речевых зон коры связывают также акустическо-мнестическую, оптико-мнестическую афазии, в основе которых лежит нарушение памяти, и семантическую афазию — нарушение понимания логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения предметов.

Механизмы восприятия речи. Одно из фундаментальных положений науки о речи состоит в том, что переход к осмыслению сообщения возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован в последовательность дискретных элементов.

Далее предполагается, что эта последовательность может быть представлена цепочкой символов-фонем, причем число фонем в каждом языке очень мало (к примеру, в русском языке их 39). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, механизм восприятия речи обязательно включает блок фонетической интерпретации, который обеспечивает переход от речевого сигнала к последовательности элементов.

Конкретные психофизиологические механизмы, обеспечивающие данный процесс, еще далеко не ясны. Тем не менее, по-видимому, и здесь действует принцип детекторного кодирования (см. тему 5 п. 5.1). На всœех уровнях слуховой системы обнаружена достаточно строгая тонотопическая организация, ᴛ.ᴇ.

нейроны, чувствительные к разным звуковым частотам, расположены в определœенном порядке и в подкорковых слуховых центрах, и первичной слуховой коре. Это означает, что нейроны обладают хорошо выраженной частотной избирательностью и реагируют на определœенную полосу частот, которая существенно у'же полного слухового диапазона.

Предполагается также, что в слуховой системе существуют и более сложные типы детекторов, в частности, к примеру, избирательно реагирующих на признаки согласных. При этом остается неясным, за счет каких механизмов происходит формирование фонетического образа слова и его опознание.

В связи с этим особый интерес представляет собой модель опознания букв и слов при чтении, разработанная Д. Мейером и Р. Шваневельдтом. По их мнению, процесс опознания начинается в тот момент, когда ряд букв поступает на “анализатор деталей”.

Получающиеся при этом коды, содержащие информацию о форме букв (прямые линии, кривые, углы), передаются на детекторы слов. При обнаружении этими детекторами достаточных признаков генерируется сигнал, подтверждающий, что обнаружено неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ слово. Обнаружение определœенного слова также активизирует расположенные рядом слова.

К примеру, при обнаружении слова “компьютер” активизируются также слова, расположенные в сети памяти человека близко от него, — такие как “программное обеспечение”, “винчестер”, “Интернет” и т.д. Возбуждение семантически связанных слов облегчает их последующее обнаружение. Эта модель подтверждается тем, что испытуемые опознают связанные слова быстрее, чем несвязанные. Эта модель привлекательна также и тем, что открывает путь к пониманию структуры семантической памяти.

Организация речевого ответа. Предполагается, что у взрослого человека, владеющего языком, восприятие и произношение слов опосредуются внутренними кодами, обеспечивающими фонологический, артикуляторный, зрительный и семантический анализ слова. Причем всœе перечисленные коды и операции, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию.

Клинические данные позволяют выстроить следующую последовательность событий. Заключенная в слове акустическая информация обрабатывается в “классической” слуховой системе и в других “неслуховых” образованиях мозга (подкорковых областях).

Поступая в первичную слуховую кору (зону Вернике), обеспечивающую понимание смысла слова, информация преобразовывается там для формирования программы речевого ответа. Для произношения слова крайне важно, чтобы “образ”, или семантический код, этого слова поступил в зону Брока. Обе зоны — Брока и Вернике связаны между собой дугообразным пучком нервных волокон.

В зоне Брока возникает детальная программа артикуляции, которая реализуется благодаря активации лицевой зоны области моторной коры, управляющей лицевой мускулатурой. При этом, если слово поступает через зрительную систему, то вначале включается первичная зрительная кора.

После этого информация о прочитанном слове направляется в угловую извилину, которая связывает зрительную форму данного слова с его акустическим сигналом в зоне Вернике. Дальнейший путь, приводящий к возникновению речевой реакции, такой же, как и при чисто акустическом восприятии.

Данные, полученные с помощью позитронной эмиссионной томографии (ПЭТ) показывают, что у праворуких здоровых грамотных взрослых отдельные операции при восприятии слов действительно обеспечиваются за счет включения разных зон, главным образом, левого полушария. При звуковом восприятии слов активируются две зоны: первичная слуховая зона и височно-теменная.

По-видимому, левая височно-теменная зона непосредственно связана с операцией фонологического кодирования, ᴛ.ᴇ. воссоздания звукового образа слова. При чтении (восприятии письменных знаков) эта зона, как правило, не активируется.

При этом усложнение словесных заданий, предъявляемых в письменном виде, может повлечь за собой и фонологические операции, которые связаны с возбуждением височно-теменной зоны.Основные очаги возбуждения при восприятии написанных слов находятся в затылке: первичной проекционной и вторичных ассоциативных зонах, при этом охватывая как левое, так и правое полушарие.

Судя по этим данным, зрительный “образ” слова формируется в затылочных областях. Семантический анализ слова и принятие решения в случае смысловой неоднозначности осуществляется главным образом при активном включении передних отделов левого полушария, в первую очередь, фронтальной зоны. Предполагается, что именно эта зона связана с нервными сетями, обеспечивающими словесные ассоциации, на основе которых программируется ответное поведение. Из всœего вышесказанного можно сделать следующий вывод: даже относительно простая лексическая задача, связанная с восприятием и анализом слов, требует участия целого ряда зон левого и частично правого полушария (см. Хрестомат. 8.1).

Читайте также

  • – Мозговые центры речи

    Периферические системы обеспечения речи К периферическим органам речи относятся: энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука (легкие и главная дыхательная мышца — диафрагма); генераторная система — звуковые… [читать подробенее]

  • – Мозговые центры речи

    Периферические системы обеспечения речи К периферическим органам речи относятся: энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука (легкие и главная дыхательная мышца — диафрагма); генераторная система — звуковые… [читать подробенее]

  • – Мозговые центры речи

    Периферические системы обеспечения речи К периферическим органам речи относятся: энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука (легкие и главная дыхательная мышца — диафрагма); генераторная система — звуковые вибраторы,… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/random/view/1061242

    Какая часть мозга отвечает за речь? Строение и функции головного мозга

    Головной мозг человека до сих пор остается загадкой для всего человечества. Уникальный орган по своему строению и своей роли в жизни человека отвечает за все основные возможности: дышать, двигаться, думать, слышать, видеть и, наконец, говорить. Несмотря на огромное количество вопросов, некоторые тайны ученым удалось разгадать, в том числе определить, какая часть мозга отвечает за речь.

    Строение головного мозга

    Всем известно, что если головной мозг перестает функционировать, то человек не реагирует ни на какие внешние факторы, не проявляет никакой активности, превращается в «овощ». По своему строению мозг симметричен и состоит из правого и левого полушарий.

    Споры ученых не утихают, однако некоторые факты доказаны и утверждены.

    Важные факты:

    1. Мозг человека состоит из 25 миллиардов нейронов.
    2. Мозг взрослого человека составляет около 2 % от массы тела.
    3. Орган состоит из трех оболочек: твердая, мягкая, паутинная. Оболочки выполняют главную – защитную функцию.

    Принято считать, что левое полушарие отвечает за все мыслительные процессы, а правое за восприятие внешнего мира. Грубо говоря, левое – логическое, а правое – творческое полушарие.

    С точки зрения анатомии мозг состоит из следующих частей:

    1. Продолговатый мозг. Отвечает за вегетативные функции.
    2. Средний мозг. Контролирует рефлексы на внешние раздражители.
    3. Задний мозг. Отвечает за координацию движений.
    4. Промежуточный мозг. Включает в себя центры чувств (голод, жажда, насыщение, регуляция сна).
    5. Передний мозг. Самая большая часть, которая покрыта бороздами (извилинами). Обеспечивает более совершенную работу мозга.

    Функции головного мозга

    Перечислить все функции практически невозможно. Зоны головного мозга отвечают за все действия человека в повседневной жизни.

    Основные функции:

    1. Разумная функция, или мышление человека.
    2. Обработка внешних сигналов, которые координирует вкус, зрение, слух, обоняние.
    3. Управление психологическим состоянием, эмоциями.
    4. Регуляция основных движений, рефлекторная функция.

    В обычной жизни человек не задумывается, почему поступает так или иначе. Ответственность за все действия несет головной мозг.

    Отделы

    Если углубляться в тему, чтобы определить, какая часть мозга отвечает за речь, необходимо знать, из каких основных отделов состоит этот орган человека. Их принято называть долями. Строение и функции больших полушарий головного мозга играют важнейшую роль в жизни каждого из нас.

    В человеческом мозге выделяют следующие доли:

    1. Лобная.
    2. Височная.
    3. Теменная.
    4. Затылочная.

    Отдельно от строения и функций больших полушарий головного мозга выделяют мозжечок, который отвечает за координацию тела в пространстве, и гипофиз, который регулирует выработку гормонов.

    Не во всех случаях ученые едины во мнении, какая часть за что отвечает. Это говорит в первую очередь о большом недостатке знаний о зонах головного мозга и о несовершенстве современной медицины.

    Лобная доля

    Возвращаясь к вопросу, какая часть мозга отвечает за речь, необходимо остановиться на изучении лобной доли. В первую очередь существует утверждение, что за способность говорить несет ответственность левое полушарие головного мозга. Здесь находятся речевые центры.

    Лобная часть больших полушарий мозга несет огромное значение в повседневной жизни человека. Она отвечает за:

    1. Характер мышления.
    2. Процесс мочеиспускания.
    3. Поддержание тела в вертикальном состоянии.
    4. Мотивацию и контроль поведения.
    5. Речь и почерк.
    Читайте также:  Базальные ядра головного мозга, хвостатое ядро, подкорковое

    Лобная доля берет на себя ответственность за смысловое построение речи человека.

    Височная доля

    Роль этой части головного мозга не столь обширна, но гораздо более узконаправлена. Височные доли находятся как в левом, так и в правом полушариях головного мозга, что откладывает отпечаток на их основные функции.

    Левая височная доля отвечает за:

    1. Восприятие звуковой информации.
    2. Кратковременную память.
    3. Подбор слов во время разговора (роль в формировании речи).
    4. Синтез зрительной и слуховой информации.
    5. Взаимодействие музыки и эмоций.

    Права височная доля несет ответственность за:

    1. Распознавание мимики.
    2. Восприятие ритма и музыкального тона.
    3. Восприятие интонации речи.
    4. Фиксация зрительных фактов.

    Данная часть мозга позволяет человеку понять по интонации речи собеседника о его эмоциях и отношении к обсуждаемому вопросу.

    Речевые центры головного мозга

    Различные нарушения речи человека мотивировали ученых изучить, как влияет на данный факт работа головного мозга.

    Было определено, что существует несколько речевых центров, которые расположены преимущественно в левом полушарии. В совместном взаимодействии они поддерживают речь человека на должном уровне.

    Если хоть какая-то часть травмирована, то это непременно отразится на качестве и способности говорить.

    Выделяют две основные речевые зоны мозга:

    1. Моторная зона.
    2. Сенсорная зона.
    3. Ассоциативный центр.

    Каждая из них отвечает за четко определенные функции.

    Функции

    Моторная зона расположена в передней части лобной доли левого полушария, рядом с двигательным центром, который отвечает за мышечную деятельность. Основная функция моторной зоны (центр Брока):

    • Несет ответственность за двигательную способность языка. В случае каких-либо нарушений в этом отделе человек продолжает понимать речь, но не в состоянии ответить.

    Сенсорная зона находится в задней части височной доли головного мозга. Главной задачей этого центра (центр Вернике) является:

    • Восприятие и хранение устной речи, как собственной, так и окружающих. Если в данной области происходят нарушения, то человек перестает воспринимать речь окружающих, хотя сам при этом сохраняет способность говорить, хоть и с дефектами.

    Если по каким-то причина приходится удалить сенсорную речевую зону, то человек полностью теряет способность воспринимать и производить речь.

    Ассоциативный речевой центр

    Данная часть головного мозга развивается у человека не с рождения, а только к 2 годам жизни, когда ребенок начинает пытаться произносить осознанные фразы. Данная зона располагается в теменной части коры головного мозга и играет также одну из важнейших ролей в формировании речи человека.

    Нарушения

    Зная, какая часть мозга отвечает за речь, важно понимать, что мозг уязвим. Любые нарушения и повреждения не пройдут для человека бесследно. Врожденную способность к речи в человеке необходимо воспитывать и развивать с раннего детства.

    Причины, которые провоцируют нарушения:

    1. Тяжелая беременность.
    2. Генетическая предрасположенность.
    3. Медленное развитие психики.
    4. Поражение слухового органа.
    5. Тяжелые заболевания и иные патологии.

    Недостаточное внимание со стороны родителей, также непременно отражается на речевых способностях ребенка. В дальнейшем, чтобы установить причины нарушений, необходимы консультации как логопеда, так и психолога. Принято использовать классификацию О. Бадалян для описания и определения нарушений у детей.

    Во взрослом возрасте самым распространенным фактором, нарушающим речь нормального человека, признан инсульт. Нередко после удара человек не в состоянии грамотно и полностью сформулировать фразу, мысли путаются либо не слушается язык. Это говорит о дизартрии. Такое поражение чаще всего легко поддается лечению.

    Если возникает состояние афазии, то это влечет за собой системное поражение всего головного мозга. На фоне такой патологии страдает также и психологическое состояние пациента.

    Вне зависимости от причин, которые повлекли за собой нарушение речевых способностей, человеку необходимо незамедлительно обратиться к врачу. Только специалист способен верно определить основную патологию и назначить лечение.

    Источник: http://fjord12.ru/article/381734/kakaya-chast-mozga-otvechaet-za-rech-stroenie-i-funktsii-golovnogo-mozga

    Вопрос 15 1и2 сигнальные системы, их взаимодействие в возрастном аспекте. Морфофизиологическая основа речи, речевые центры в коре головного мозга

    Сигнальной системой называют совокупность процессов в нервной системе, которые осуществляют восприятие, анализ информации и ответную реакцию организма. Физиолог И. П. Павлов разработал учение о первой и второй сигнальных системах.

    Первой сигнальной системой он назвал деятельность коры головного мозга, которая связана с восприятием через рецепторы непосредственных раздражителей (сигналов) внешней среды, например, световых, тепловых, болевых и т. д.

    Она является основой для выработки условных рефлексов и свойственна как животным, так и человеку.

    Человеку, в отличие от животных, свойственна еще и вторая сигнальная система, связанная с функцией речи, со словом, слышимым или видимым (письменная речь). Слово, по И. П. Павлову, является сигналом для работы первой сигнальной системы («сигнал сигналов»).

    Например, действия человека будут одинаковыми на слово «пожар» и действительно наблюдаемый (зрительное раздражение) им пожар. Образование условного рефлекса на основе речи является качественной особенностью высшей нервной деятельности человека.

    Вторая сигнальная система сформировалась у человека в связи с общественным образом жизни и коллективным трудом, при которых она является средством общения друг с другом. Слово, речь, письмо являются не только слуховым или зрительным раздражителем, они несут определенную информацию о предмете или явлении.

    В процессе обучения речи у человека возникают временные связи между нейронами коры, воспринимающими сигналы от разных предметов, явлений и событий, и центрами, воспринимающими словесное обозначение этих предметов, явлений и событий, их смысловое значение.

    Вот почему у человека после образования условного рефлекса на какой-то раздражитель, он легко воспроизводится без подкрепления, если словесно выразить этот раздражитель. Например, на словосочетание «утюг горячий», человек отдернет от него руку. У собаки тоже можно выработать условный рефлекс на слово, но оно ею воспринимается как определенное звукосочетание, без понимания смысла.

    Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.

    Выделяют следующие основные функции языка:

    1) средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта;

    2) средство общения (коммуникации);

    3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения).

    Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений.

    Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника – прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).

    Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельности связана прежде всего с тем, что человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.

    Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

    Сигнификативная функция

    Функция обобщения

    Третья функция речи – функция коммуникации, т. е. передачи информации.

    Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми.

    В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.

    Информационная сторона

    Выразительная сторона

    Существуют определенные зоны мозга, обрабатывающие речевую информацию.

    Систематические исследования нарушений речи при патологических поражениях мозга ведут свое начала с первой половины 19 века.

    В 1836 году немецкий невролог Дакс опубликовал свое сообщение о том, что больные с правосторонним инсультом (локальным кровоизлиянием в ткань мозга), как правило, не страдают расстройством речи, в то время как левосторонний инсульт, сопровождающийся параличом правой половины тела, приводит к нарушениям речи достаточно часто. Именно с Дакса ведет начало концепция доминирования (по речи) именно левого полушария мозга.

    Нужно отметить, что существует функциональное различие правого и левого полушарий мозга: они по-разному обрабатывают лингвистическую и нелингвистическую информацию, и приоритет в обработке речевой стимуляции принадлежит левому полушарию. В левом полушарии имеются четко отграниченные зоны, «специализирующиеся» на различных связанных с языком формах активности. На рис. 4 представлены две основные кортикальные зоны, связанные с обработкой лингвистической стимуляции.

    Рис 4.Схематическое изображение левого полушария головного мозга человека. Центр Брока и центр Вернике – основные центры, связанные с процессами говорения и обработки содержащейся в речи информации соответственно.

    Центр Брока, располагающийся в нижней части лобной доли, назван по имени французского хирурга и анатома Поля Брока, который в 1861 г. обнаружил, что именно этот участок левого полушария играет основную роль в воспроизведении речи.

    Поражение этого центра вызывает явление моторной афазии, при которой больной сохраняет способность воспринимать и понимать чужую речь, но его собственная речь становится крайне неразборчивой, бессвязной, резко изменяет фонематический строй, фонемы могут меняться местами, перепрыгивать с места на место и т.д.

    Участок левого полушария, «ответственный» за понимание речи, называется центром Вернике (по имени немецкого психиатра и невролога Карла Вернике).

    Немецкий психиатр Вернике в 1874 году сообщил об открытии еще одного речевого центра – на это раз в области первой височной извилины (также левого полушария).

    В отличие от поражения центра Брока повреждение этой области сопровождается сенсорной афазией: больной способен достаточно внятно и грамотно конструировать собственную речь, в то время как обращенная к нему речь воспринимается с большим трудом.

    Вопрос 16

    Источник: https://lektsia.com/9x9fc.html

    «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»

    «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»

    Кашапова Гульнара Насиховна учитель-логопед МАДОУ № 71 Приволжского района. Казани

    «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев».
    В.А. Сухомлинский

    Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

    Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

    Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно повлияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

    Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, опыт работы и результативность использования традиционных методов таких как: пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимнастика, логоритмика т.д. выявил возможность и необходимость использования в коррекции речевой патологии у детей способов вариативности традиционных и нетрадиционных методов: биоэнергопластика, кинезиология, Суд-Джок.

    Немного об истории открытия нового метода.

    Су Джок терапия – последнее мировое достижение восточной медицины Недаром говорят, что все гениальное исключительно просто. Тоже самое, можно сказать и об истории открытия метода Су Джок терапии ее автором южнокорейским профессором Пак Чжэ Ву.

    Веками, десятилетиями, годами смотрели люди на свои кисти рук и стопы ног, более тщательно глядели на них, когда «набивали» мозоли и … Представьте себе, только одному человеку в мире за многие тысячелетия пришло в голову взглянуть на них абсолютно по-новому. «Так ведь кисти рук и стопы ног – это самое что ни есть зеркальное отображение всего организма человека!» — подумал ученый.

    Что означает Су и Джок?

    Все это предельно просто. Су – это кисть, Джок – стопа. «Большие пальцы рук и ног изображают голову…А вот второй и пятый пальцы на руке – короче, значит, это руки, а вот третий и четвертый – они длиннее, следовательно, скорее всего, это проекция ног. Ну, а как самый первый, самый полный и самый представительный палец? Ясное дело: всему голова.

    Первая фаланга это сама голова. С тыльной стороны на первой фаланге ноготь – это ни что иное, как верхняя и нижняя челюсти, особенно когда человек улыбается. Но есть и запасные варианты! И действительно, тот же лоб, нос, зубы и рот расположены на ладонной и той же подошвенной поверхности стопы.

    Тыл второй фаланги большого пальца – это задняя поверхность шеи (причем на

    руке и на ноге), а спереди – это гортань, щитовидная железа и трахея. А дальше, по окончании второй фаланги, начинается мякоть большого пальца на руке и на ноге. Ясное дело, что по бокам пошли легкие, а вот центре само сердце.

    А чуть дальше уже диафрагма, а под ней в центре желудок, справа печень, слева поджелудочная железа и селезенка, по бокам почки.

    Читайте также:  Что контролируется корой головного мозга у человека, строение и функции больших полушарий

    Правда, лучше всего они выявляются на тыле костей и стоп, по бокам от проведенных параллельно линий по внешним сторонам от проведенных параллельно линий по внешним сторонам 3-го и 4-го пальцев. Далее тоже все ясно.

    «Точки тыле стопы и кисти, чуть ниже скрещения этих пальцев, это ни что иное, как проекция прямой кишки, а выше нее поясничный отдел позвоночника. Спереди же между «ногами» — это половые органы, а в самом центре ладони 12-перстная кишка и чакра солнечного сплетения один из основных биоэнергетических центров нашего организма».

    Что происходит в организме при лечении по методу Су Джок

    Потоки энергии в человеческом организме условно называются электромагнитные волны. Если какой-нибудь орган заболевает, то нарушается свободный поток электричества. Волны начинают наслаиваться друг на друга, и происходит замыкание.

    В этот момент у человека появляется боль… Это нарушение провоцирует электро-магнитную волну и направляет ее в точки, соответствующие больному органу на кистях и стопах ног. Они становятся болезненными. Если на них воздействовать, сильно надавив щупом, то сигнал отправляется назад, к больному органу.

    Этот сигнал нормализует электрические явления в том месте, где имеются нарушения. Только тогда нормализуется и функция в самом физическом органе.

    Главных достоинствах Су Джок терапии.

    • Высокая эффективность. При правильном применении выраженный эффект часто наступает уже через несколько минут, иногда секунд.
    • Абсолютная безопасность применения. Эта лечебная система создана не человеком – он только открыл ее, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит вред человеку – оно просто неэффективно.
    • Универсальность метода. С помощью Су Джок терапии можно лечить любую часть тела, любой орган, любой сустав.
    • Доступность метода для каждого человека. В Су Джок терапии не нужно ничего выучивать и запоминать. Что заучивается – легко забывается. Метод достаточно понять один раз, затем им можно пользоваться всю жизнь.
    • Простота применения. Ваша рука и знания всегда с вами. А подходящий инструмент для проведения лечения вы без труда найдете.

    Профессор Пак говорит, что Природа дала жизнь человеку и обеспечила его системой защиты жизни. Этой системой широко пользовались наши предки. Не случайно они были здоровее многих из нас.

    Раньше люди много ходили, причем босиком, их руки были постоянно заняты работой – что-то перетирали, перебирали… При этом стимулировались биологически активные точки, расположенные на стопах и кистях, и через них все органы человеческого тела.

    Буддийские монахи, например, до сих пор, соблюдая ритуал, после еды обязательно ходят босиком, нормализуя тем самым функцию пищеварительных органов желудка, печени, кишечника и поджелудочной железы.

    Бесспорное преимущество природной системы защиты жизни в том, что она не имеет побочного действия. В том, что побочная природная система защиты не несет в себе вредоносного действия, легко убедиться на таком примере.

    Мы с вами уже знаем, что в большом пальце кисти и стопы отражена голова человека.

    Если случайно ударить молотком по пальцу, что будет бо-леть? Палец, не голова! Значит, система работает только на оздоровление и вовсе не на разрушение.

    Именно поэтому отдельным приемам Су Джок терапии можно обучит любого человека, даже совсем неграмотного в области медицины. Вреда себе он никогда не причинит, даже если будет пользоваться неверно. В этом случае он просто не добьется положительного результата в лечении, но и не ухудшит свое самочувствие.

    Анализируя результаты работы за первый год с использованием традиционных пальчиковых игр в параллели с массажем кончиков пальца, стало очевидно, что регулярное и опосредованное стимулирование систем соответствия по Су Джок оказывает лечебное и профлактическое воздействие на речевые зоны коры головного мозга и положительно сказывается на исправлении речи детей.

    Стимуляция систем соответствия (особенно большого пальца, участок соответствия головному мозгу) способствуют созреванию нервных клеток и активном функционировании коры головного мозга.

    Формы работы по использованию Су Джок терапии:

    • это диагностика и стимуляция точек соответствия речевых зон головного мозга и органов артикуляционного аппарата;
    • профилактический ручной массаж кистей и стоп;

    массаж и самосассаж кончиков пальцев и растирание ногтевых пластинок (массаж проводиться с ребенком до стойкого ощущения тепла и незначительного покраснения);

    • использование Су Джок массажеров: шариков, аппликаторов Кузнецова;
    • терапия с помощью семян (закрепление с помощью пластыря на точки системы соответствия семян гречихи, яблочных косточек и т.д;
    • жгутотерапия;
    • цветотерапия
    • Дети очень любят играть в «человечков»: рисуют личико на большом пальце, обыгрывают сюжеты, знакомятся с простейшим строением человеческого организма

    Коротко о семянотерапии.

    Для лечения по соответствию на кистях и стопах также можно использовать зерна. Использовать можно любые зерна. Каждое зерно несет в себе целебное воздействие за счет имеющейся в нем биоэнергии. Разумеется, больше всего такой энергии содержится в неповрежденных зернах недавнего урожая.

    Помимо гречихи, находят применение такие так называемые канареечные зерна и зернышки темного цвета от зрелых яблок. Последние, по своему внешнему виду очень напоминают маленькие сердечки.

    Так вот, в том месте, где такое «сердечко» заострено, это начало, а место выхода биоэнергии тупой конец зерна.

    Находят также применение черные зернышки перца (для подавления воспаления), красные и желтые зернышки проса и пшена (для дополнения недостающей энергии в том или ином органе), зеленые зернышки сухого гороха (для снятия отечности того или иного органа). Для лечения всегда подбирают исключительно только цельные зернышки.

    Коротко о жгутотерапии.

    Чтобы усилить приток артериальной крови к головному мозгу, совершенно необязательно в этот момент массировать шею (при пониженном артериальном давлении). Проекция шеи расположена на тыле больших пальцев рук и ног и занимает всю вторую фалангу.

    Если хорошенько разтереть эти участки на пальцах до яркого покраснения кожи, и головная боль пройдет. Это намного удобнее, нежели массировать всю шею. А можно вообще ничего не массировать, если под рукой окажется кусочек резинки, которые используются в магазинах для упаковки продуктов.

    Надо наложить эту резинку как жгут при остановке кровотечения, на вторую фалангу больших пальцев, например, на руках, и затянуть как можно туже, чтобы весь палец посинел. Подержать этот импровизированный жгут в затянутом состоянии несколько секунд, а потом резко отпустить.

    Можно сразу увидеть как энергично хлынет кровь по сосудам от «шеи» к «голове». В ту же секунду с такой же силой из настоящей шеи кровь помчиться в настоящий головной мозг.

    Вариативность в использовании разных видов деятельности для развития ручного праксиса в моей работе заключалось в применении еще кинезиологии и бионергопластики.

    Коротко о кинезиологии.

    Существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии.

    Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.

    Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое – гуманитарное, образное; левое – математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей.

    Под влиянием кинезологических тренировок межполушарного взаимодействия складывается единство мозга из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Что является основой развития интеллекта.

    Например, в работе с детьми с общим недоразвитием речи, мною разработано пять комплексов пальчиковой гимнастики. Каждый комплекс разучивался в течении недели (пять комплексов-пять недель), затем начинали повторять.

    Предварительно заучивали с детьми названия пальцев (как правило, они, приходя в логопедическую группу, не знают названия пальцев). Каждый комплекс состоял из пяти упражнений и одной потешки. Сначала давались упражнения, а затем потешка. Слушая потешку дети воспроизводили соответствующие движения.

    При повторении потешки побуждала их к договариванию слов потешки, назывании действий пальчиков. Затем дети заучивали потеку наизусть и в дальнейшем говорили ее, сопровождая движениями пальцев рук. Обе руки работали одновременно – синхронно.

    Начала работу с простых упражнений, типа «Мальчик-пальчик, где ты был?». Этот вид упражнений – прикосновение большого пальца каждому другому пальцу на этой руке – можно провести под разными названиями. В сентябре пальчики у большинства детей непослушные или слишком напряженные. Приходилось недели две повторять этот вид упражнений.

    «Эта команда – белочки, а эта команда – зайчики», — говорит логопед, показывая левую и правую руки. «Это капитан белочек, а это капитан зайчиков», — показывает большие пальцы.

    Каждый капитан как бы здоровается со своей командой (прикасания большого пальца к остальным пальцам руки). Упражнения делаем сначала только с белочками, затем с зайчиками.

    Через несколько дней обе руки одновременно выполняют эти упражнения.

    Упражнения для рук также логопед говорит и показывает. Например, рассказ про птицу и птенчиков: «На дереве было гнездо (показ-соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать) с птенчиками. Птенцы были голодные, громко просили есть. Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов.

    Мама дала птенцам по одной гусенице (большой палец по одному разу прикасается поочередно к остальным четырем), по две букашки (одновременно двукратное прикасание большого пальца к остальным четырем) и по три мошки (трехкратное прикасание). Наелись птенцы и стали чистить клювы.

    Мама им поймала (большой палец с силой «чистит» верхние боковые края остальных пальцев поочередно).

    Коротко о биэнергопластике.

    Соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки (биоэнергоплатика) помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, таким образом создаются предпосылки к развитию координации движений и мелкой моторики, произвольности поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

    Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ.

    Занятия артикуляционной гимнастикой по своим результатам подобны утренней зарядке: они усиливают кровообращение, укрепляют мышцы лица, развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата; при этом развиваются координация движений и мелкая моторика рук.

    Известно, что движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.

    Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации движений и мелкой моторики, произвольности поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

    Приемы биоэнергоплатики и кинезиологии использовались на утренней гимнастике (1, 5-2 минуты), на фронтальных занятиях (2-3 минуты), на индивидуальных, чередовались в зависимости от этапов логопедической работы и тематики занятий. На первом занятии проводили 2-3 артикуляционных упражнения.

    Демонстрируя их, я сочетала артикуляционные упражнения с движениями кистей рук. При этом особое внимание детей обращалось на необходимость четкого выполнения каждого движения. Это касалось не только артикуляционных упражнений, но и упражнений для развития речевого дыхания, мимической деятельности и т.п.

    Если у ребенка в силу каких-либо причин не получалось упражнение, то оно отрабатывается индивидуально перед зеркалом.

    Необходимо было постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо было давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание уделялось тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни.

    Работы в тетрадях по письму дети под руководством воспитателей начинают в ноябре. За два предыдущих месяца (сентябрь, октябрь) тренировки пальцев рука полностью готова к письму. Движения кисти пальцев стали точными точными и координированными.

    Для создания успешной коррекционно-развивающей деятельности была установлена взаимосвязь логопеда с педагогами и оно заключалось в логопедизации режимных моментов и занятий.

    Так, например, воспитатели в утреннее и вечернее время систематически развивали у детей мелкую моторику кисти и артикуляционного аппарата, используя также элементы кинезиологии, биоэнергопласти и Су Джока.

    Эта работа проводилась в игровой форме, с использованияем наглядного материала. Вместе с психологом проводилась психогимнастика, с музыкальным руководителем – логоритмика, инструктором по плаванию — дыхательные и общеукрепяющие упражнения.

    При планировании работы, я предусматривала индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также использование элементов самостоятельной деятельности детей (например, самомассаж.)

    Таким образом, на мой взгляд, вариативность использования в логопедической практике разнообразных методов и приемов развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон по Су Джоку, выявил явные преимущества: сократились сроки коррекционной работы, повысилось качество работы (85 % выпускников пошли в школу с чистой речью), снизились энергетических затраты, наладилось преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.

    Источник: http://doshkolnik.ru/psihologiya/3773-rech.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector